Культура
Культура - это практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей, уровень развития человека и общества, выраженный в определенных формах организации жизни людей и создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Культура - от латинского cultura - возделывать, воспитание, развитие
Исследования
Современные данные говорят, что культура возникла в палеолите, порядка 150 тысяч лет назад, тогда, когда еще самого человека современного вида Homo sapiens не существовало в природе, но его предки уже имели первые формы верований. Хотя здесь не все так гладко - некоторые специалисты считают, что возникновение культуры можно отодвинуть еще дальше в глубины истории, так как первым ее элементом можно считать использование огня человеком. Это уже выделяло его из природы. Произошло это событие 400 тысяч лет назад. Дискуссии ученых по этому поводу все еще продолжаются. Процесс накопления культурного наследия продолжался тысячелетиями. В истории формирования культуры прослеживаются несколько периодов.
Первобытная культура
Первобытной принято называть культуру, образцы которой относятся от 150 тысяч до 6 тысяч лет назад. Человек начал говорить и совершенствовался в этом умении, но писать пока не умел. Научился изготавливать одежду, пока примитивную, но технология применяемого материала становилась все совершеннее, появились продвинутые, хорошо обработанные, часто комбинированные (из разных материалов) и специализированные орудия труда. Прошло то время, когда для всех целей было достаточно рубила - теперь нужны нож, стрелы и лук, каменный топор и даже скребки и иглы для обработки шкур и шитья одежды и обуви. Человек понял необходимость жилища, вначале обживая пещеры, а затем начал сооружать хижины самостоятельно, из дерева и камня.
Появляются первые наивные и непосредственные произведения искусства - рисунки, скульптуры. Жизнь человека уже в то время отличалась от жизни зверей - в ней имели место формы первобытной культуры: верования, обряды и ритуалы, изобразительная деятельность, магические практики. Мистические песнопения и танцы выражали чувства человека. Складываются культы и ритуалы - культ плодородия, ритуал охоты, погребения. Благодаря этим формам культуры человек искусственно встраивался в окружающую среду на иной, чем природные существа, основе. Наряду с физическим существованием, люди ощущали пока неясную потребность некого духовного выражения.
Период античной культуры продолжался с IV тысячелетия до нашей эры по V век нашей эры. Этот самый плодотворный и богатый этап развивался уже на основе древних цивилизаций. Культура наряду с магическим приобретает и мифологический характер, наряду с вымыслом и фантазией в сказаниях присутствует рациональное зерно. Мифы древних - не просто сказки, а особый способ осмысления окружающего мира, его освоение. Мифология была весьма важна. Создавались специальные сообщества, отвечавшие за ее сохранность и передачу, интерпретацию и применение. Каждый раз мифы как бы рождались заново, каждый исполнитель и слушатель действия проживал события заново, обогащая духовный опыт.
Античная культура уже содержала все элементы, измерения и аспекты, включая письменность. Древний Египет, Междуречье, Древняя Индия и Китай, Древняя Греция и Рим - все цивилизации, яркие и самобытные, оставили свой след в мировой культуре. В этом периоде возникают и развиваются науки (философия, математика, астрономия, медицина), а художественное творчество (архитектура, скульптура, барельеф, живопись) достигает классических высот.
Средневековый период
А затем следует откат назад - наступают Средние века. Так называют V - XVII века, хотя во времени присутствует значительный разброс - в Китае и Индии он начался еще в III веке, а в Европе закончился в XIV - XV веках. Средневековая культура - культура религиозного монотеизма (христианство, ислам, буддизм). Человечество переживает кризис самопознания. Все стороны человеческого общества, деятельности и бытия отныне находятся под неусыпным контролем Церкви, она определяет политику, экономику и личную жизнь человека. В литературе, музыке, искусстве отныне присутствуют только религиозные мотивы, даже замки феодалов чем-то напоминают своды соборов. Но жизнь течет. Возникают новые культурные центры - Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Духовно и интеллектуально господствует религия. Но наука и философия продолжают развиваться даже в ее тисках.
А к концу периода научное и рациональное начинает теснить религиозное, смывая мрак и паутину канонов, свежий ветер перемен ощущается во всех научных и культурных сторонах жизни.
Эпоха Возрождения
Период охватывает XV - XVI века и называется эпохой Возрождения (Ренессанс). Это время является переходным от эпохи Средневековья к культуре Нового времени и характерно, в основном, для Западной Европы. Происходят глубокие изменения в сознании общества, возвращаются идеалы античности. Позиции религия не сдает, но они уже подвергаются критике и сомнению. В христианстве наступает время кризиса, возникает движение Реформации из которого затем возникает протестантизм. В этих условиях на щит поднимается гуманизм, высшей ценностью становится человек и его жизнь.
После мрачного засилья и табу средневековья, огромный подъем и расцвет переживают все виды искусства. Живопись Ренессанса невозможно спутать ни с какой другой исторической эпохой. Это уже не плоские и вытянутые изображения человека, в наглухо закрывающих его одеждах, с бледными лицами без эмоций, как это было у средневековых художников. Полотна, скульптура и архитектура мастеров эпохи Возрождения ярки и сочны. В них звучит жизнеутверждающее начало. Человек передается анатомически точно, со всеми чувствами - от отчаяния до восторга. Люди будто очнулись и увидели, что вокруг Жизнь и она прекрасна. Земля перестала быть плоской, подул свежий ветер свободы. Наступает время великих географических открытий, развиваются медицина, астрономия и иные науки.
С середины XVII века наступает Новое время. В этот период входит несколько эпох. Века XVII - XVIII отмечены эпохой Абсолютизма. Развивается современное естествознание, в обществе большую роль начинает играть наука. Век XVIII - век Просвещения, когда религия подвергается острой критике. Благодаря развитию науки, Запад выдвигается на передовые позиции в мировой истории, оттесняя традиционный Восток. В XIX веке в Европе утверждается капитализм, базируясь на достижениях науки и техники. Новые хозяева жизни озабочены сколачиванием капитала и материальными накоплениями. Духовное, за редкими исключениями, им ни к чему. Искусство и религия уходят на второй план. В это же время начинается продвижение западноевропейской культуры на восток и весь мир.
В современном обществе центром культурного влияния становятся средства массовой информации. Как отмечает французский социолог и философ Режис Дебре, если в XVII веке во Франции главным источником культуры была церковная проповедь, в XVIII веке - театральная сцена, в XIX веке - речь адвоката в суде, в начале XX века - газета, то сейчас - телевидение. И добавим - интернет.
Нынешняя культура имеет многогранную структуру. Она включает в себя гуманитарную составляющую, научно- техническую и массовую культуру. К гуманитарной составляющей относят религию, философию, классическое искусство. Сегодня все это зачислено в разряд устаревшего и потому она занимает скромное место в современной культуре. Научно- техническая составляющая культуры весьма престижна, но ввиду ее сложности, недоступна основной массе людей, а потому не может претендовать на значимое место в общей культуре. И только массовая цветет развесистой клюквой, хотя духовности содержит минимальное количество. В сложившихся условиях современная культура переживает глубокий кризис, она поверхностна и упрощенна. Общество ощущает духовный вакуум, но огромное количество различных сект и псевдорелигиозных общин не решают эту проблему, а лишь усложняют ее.
В семидесятых годах прошлого века на Западе возникает культура постмодернизма. Для нее характерно выражение разочарования в идеалах и ценностях Просвещения. Сама она претендует на роль культуры постиндустриального, информационного общества. Постмодернизм стремится к размыванию границ между наукой, философией и искусством, к отказу от крайностей: добро - зло, истина - заблуждение, объединению искусства и массовой культуры. Но уходя от одних крайностей, постмодернизм приходит к другим, отвергая поиск нового, бессистемно смешивая стили прошлого. Хочется надеяться, что в конечном итоге получится создать некое равновесие, приведя в единую систему ценности настоящего, прошлого и будущего.
Мир культуры - это реализация потребностей человека в самообретении, считают философы и культурологи. Человек, обладая мышлением, пытливым и деятельным разумом, не может удовлетвориться чисто биологическим содержанием жизни в реальности, которая безразлична к его существованию. Мы создаем мир наших духовных помыслов и устремлений, некий склад общедоступных ценностей, пополняющийся на протяжении всей истории существования человечества. Этот созданный искусственный мир осваивается и становится достоянием духовности человека, если параллельно идет процесс создания нового культурного достояния, творческого переосмысления и переживания наследия прошлых эпох.