Книга

Книга - это непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена информация, имеющее объем более 48 страниц и твердый переплет. Это один из видов печатной продукции. Книгой также называют научное или литературное произведение, предназначенное для печати

Исследования

Все исследования

Новости

14.06.24 // Германия, Бельгия
Найден самый ранний рассказ о детстве Христа »

10.02.24 // Италия
У аборигенов острова Пасхи была письменность »

25.09.23 // Швеция
Электронные учебники оказались хуже традиционных »

Все новости

В пещерах и на скалах археологи находят рисунки, датированные эпохой верхнего палеолита (20 - 40 тысяч лет тому назад). Они обнаружены по всему миру - пещера Альтамира ( Кантабрия, Испания), Тамгалы (Казахстан), пещеры Скандинавии и северной Италии, Карелии, на Дону (Костенки), горное плато Тассилин-Анжер в Сахаре (Алжир)...

Петроглифы - каменная книга

Петроглифы, писаница - это не только начало искусства, но и начало книги, первые записи мыслей. В эпоху неолита (VI -IV в.в. до н.э) появляются серии таких изображений, повествующие о сценах племенной жизни - охоте, сражениях, плясках, обрядах. Не создав еще знаков для записи мыслей, древний человек выражал их в виде последовательности рисунков - видимо, что-то вроде современных комиксов... Но впервые мысль так или иначе записывается, фиксируется. Там, в глубинах пещер и на сакральных камнях рождалась первая книга.

С развитием и совершенствованием языка, книга становится устной. Аэды и рапсоды, древние певцы и сказители, нараспев исполняют тексты, передаваемые в устной форме и заученные наизусть. Запоминать длинные повествования тяжело и рассказчики используют различные напоминалки - узелки, ленточки, зарубки, рисунки. Такая передача текста сохранялась в течение многих веков - сказители (гусляры, былинники, кобзари, ашуды, бахши, тульчи, улагерчи) сохраняли и передавали следующему поколению информацию о "преданьях старины глубокой" и славных делах предков.

Первые записи у разных народов делались на разных мягких материалах - глиняных табличках (Египет) и восковых дощечках ( Греция, Рим), на пальмовых листьях (Индия), на коре деревьев (берестяные грамоты). Само название "буквы" говорит о том, что эти значки писали на древесине - буке. Глиняные таблички после написания обжигали, для придания им прочности. В такие записи уже невозможно было внести изменения. Отдельные таблички нанизывали на веревочку и получали что- то вроде брошюры. Понятно, что такая книга была тяжелой и хрупкой. Восковые дощечки (III в до н.э) использовались для кратких сообщений и текущих записей - что-то вроде нынешнего блокнота. Текст легко стирался и ее использовали повторно.

Папирусная книга

Первый этап развития книги в ее современном виде это свиток папируса. Со времен Первой Династии в Древнем Египте для записей использовали папирус - особый вид материала, изготовленный из одноименного растения. Первым письменным источником здесь считают бухгалтерские книги царя Нефериркаре Какйя Пятой Династии ( примерно 2400 лет до нашей эры). С IX века до нашей эры финикийские купцы начинают экспорт папируса в Европу. Листки папируса склеивались друг с другом, получался свиток, к концам которого приделывали ручки. Текст писали с одной стороны. Для чтения свиток разматывали, держа за ручки. Использование папируса было многоразовым, чернила с него легко смывались.

Такая форма книги известна в Афинах с середины первого века до нашей эры, позднее она появляется и в Древнем Риме. В Грецию папирус пришел из финикийского портового города Библос, через который он экспортировался и название свое в Греции папирус получает по имени города - "библион". Папирус был легким и удобным в использовании материалом. Но очень дорогим, так как экспортировался. В то время образуются мастерские переписчиков (издательства), возникает книготорговля, создаются и обмениваются книгами библиотеки. Александрийская библиотека, созданная по приказу царя Птолемея, насчитывала 700 тысяч папирусных книг. Бесценная информация, хранившаяся в ней, была уничтожена христианами в III веке. То, что уцелело - два века спустя арабами- завоевателями. Предание сохранило слова их предводителя Халифа Омара о том, что если в этих книгах написано не то, что в Коране, то они вредны, если то же самое - они бесполезны.

После распада Римской Империи папирус стал недоступен и европейцам приходится использовать новый, еще более дорогой материал - пергамент. Его название происходит от города Пергам, где еще во II веке до нашей эры делали записи на специально выделанной коже животных. Хороший пергамент был белым и гладким как современная бумага, но гораздо тяжелее. Материал был более грубым, но достаточно дешевым.

Пергаментный манускрипт

Пергамент, в отличие от папируса, не ломался при сгибании, его можно было резать, он был экономичен (писали с двух сторон), портативен и мог использоваться многократно. Возникает кодекс - носитель, очень похожий на современную книгу, имеющий страницы одного размера, заключенные в обложку из прочного материала. Широкое распространение получила записная книжка из четырех листов пергамента, согнутых и прошитых посередине, так, что получалось шестнадцать страниц. По- гречески она называлась "тетрада" - четверка.

Рукописные книги на пергаменте в переплете - манускрипты создавались в мастерских- скрипториях ("скриптор" - писец (лат.)). Скриптория в Константинополе, столице Византии, была создана при Констанции II. Она уже работала в 356 году. Появляется публичная библиотека. В 475 году в ней содержалось 120 тысяч книг. Чтобы строчки при переписывании выходили ровными, листки разлиновывали при помощи мягкого свинца. Каллиграфы наносили текст чернилами с помощью тростникового пера (каляма), позднее стали использовать птичьи. Начало нового абзаца писали красными чернилами. В средние века производство книг сосредоточилось в монастырях, где трудилось 20 - 30 человек. Один читал вслух, остальные переписывали ее с голоса. Ошибки и неточности были неизбежны. Ясно, что содержание книг было, в основном , религиозным. Работали и художники, украшали страницы орнаментами, миниатюрами, виньетками и рисунками. Переплеты украшали тиснением и заключали в драгоценные оклады, усыпанные самоцветами. Книга стоила, как стадо коров. Истории известен случай, когда герцог Бургундский отдал за одну такую книгу целый город. Книги были предметом роскоши. Фолианты нередко весили более 10 килограммов. Чтобы уберечь их от воров, в библиотеках книги приковывали цепью к столу.

Все изменилось, когда в Европу пришло китайское чудо - бумага. Она известна в Европе с XII века. Пусть она была не такой белой, как пергамент, но зато дешевой. В начале XIV века в Европе появляется ксилография, изобретенная на Востоке еще где- то в VIII веке. Изобретателем печати с наборной печатной формы (ксилографии) считается китайский кузнец Би Шэн (990 - 1051 г.г.). Однако, в связи с особенностями китайской письменности, наборные кассы со всеми необходимыми литерами достигали огромных размеров и распространения метод не получил. В Западной Европе матрица страниц вырезалась из дерева. Ее окунали в чернила и делали несколько копий. Но материал был мягким, быстро стирался, трескался. А новая делалась достаточно долго, примерно в течение месяца. Тем не менее, книги становятся дешевле, доступ к ним получают все новые слои общества. К тому же в начале XVI века вычурный и неудобный для чтения готический шрифт заменен удобными буквами.

В XV веке Иоганн Гутенберг впервые в Европе использует печатный станок для печати с металлическими подвижными литерами. Это позволяло получить большое количество оттисков. Идентичные экземпляры закрепляли текст, позволяя избегать искажений и ошибок, возникавших при переписывании. В начале XIX века появились паровые печатные машины. Они печатали до 1100 листов в час. В конце того же века внедряются монотипные и линотипные прессы. На них можно было ставить до 6000 знаков и целые строки. К середине XX века производство книг в Европе перешагнуло отметку в 200 тысяч наименований в год.

С приходом эпохи Интернета заговорили о кризисе книгоиздания. Не за горами полное оцифрование крупнейших библиотек, которое сделает ненужным их посещение. В прошлое уходит целая эпоха с тишиной и особой атмосферой читального зала, с тихим шелестом страниц и длинными стеллажами книг. Но даже если на смену бумаге теперь придет экран монитора, читать люди не перестанут. И значит, книга продолжит жить, поднявшись на очередную ступень. Ей не впервой, ведь она уже была глиняной табличкой, пальмовым листом и свитком папируса...