Категории в каталоге условные и созданы для общего ориентира, расширения кругозора или изучения определенной группы объектов (например праздники). Если Вы ищите что-то конкретное, то лучше воспользоваться поиском по происхождениям.


Топ происхождений

13 июн

Обучение начало появляться 2 млн лет назад

Италия, Франция

Когнитивный археолог Иван Колаже (Папский университет Святого Креста) и палеоантрополог Франческо д'Эррико (Университет Бордо), описали в статье журнала PLoS ONE возникновение обучения и новые методы в нем, появлявшиеся на протяжении 3,3 миллионов лет. За это время было создано все - от ручных топоров до искусства.

Ученые обнаружили, что возникновение обучения шло постепенно, на каждом очередном шаге в соответствии с потребностями общества, сложность которого возрастала. Исследователи изучили 103 палеолитических новшества - начиная от простых каменных орудий и использования охры до технологий изготовления лезвий - и сопоставили их с 19 методами социального обучения. Они развились от простого подражания и наблюдения до словесного и модульного обучение.

В самом начале (до 3 миллионов лет назад) обучение в основном заключалось в периодическом наблюдении издалека за поведением другого. Все выглядело просто и буднично - молодой гоминин видит, как старейшина раскалывает орех или оббивает края грубой пластины. А потом, отойдя в сторонку, пытается повторить. Это был не мастер-класс, а случайно замеченный процесс. Так многому не научишься, ну разве что самым азам. Однако около 2 миллионов лет назад появляется нечто новое: намеренная демонстрация. Когда старший специально делает все медленно и показательно, чтобы наблюдающий успел все хорошенько рассмотреть и запомнить. Чтобы потом поторить. Это не совсем обучение в привычном сегодня смысле, но это первый шаг наставничества - первый проблеск педагогики.

Есть признаки того, что 400 тысяч лет назад в процессе появляются объяснения. Может, жестами, интонацией или какими-то звуками. Теперь опытный мастер уже не просто показывал, а объяснял. Попробуйте представить себе взрослого, занятого изготовлением очередного лезвия, который указывает на нужный край камня перед стесыванием и издает поясняющий звук. Позднее, между 200 000 и 100 000 лет назад возникают новые обучающие стратегии.

Первыми стали выборочное обучение и модульное обучение (разделение задачи на отдельные блоки). Знания теперь уже не раздавались направо и налево, а передавались способным. Возможно, это были самые ранние проявления специализации и даже социальной иерархии. Авторы считают, что как раз здесь язык становится необходимым.

Вера Максимова, 13.06.2025 18:30


Нет комментариев


Оставить комментарий

регистрация | авторизация