Наука
Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. В широком смысле она включает в себя условия и компоненты соответствующей деятельности - научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательских работ; разделение и кооперация научного труда; понятийный и категориальный аппарат; систему научной информации
Исследования
Ответ на вопрос когда и почему возникла наука зависит от того, что, собственно, считать наукой. Понятие это многостороннее и достаточно емкое. Согласно наиболее поддерживаемой точке зрения, наука - это совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний. Это форма общественного сознания, социальный институт, непосредственная производительная сила общества, система профессиональной подготовки и воспроизводство кадров. В зависимости от того, какой из аспектов принимать во внимание, мы получим разные временные интервалы возникновения науки.
Наука, как система подготовки кадров, существует с середины XIX века. Как непосредственная производительная сила - с середины XX века. Наука, как социальный институт, возникла в Новое Время. Как форма общественного сознания - в Древней Греции. Если говорить о науке, как о знаниях и деятельности по производству этих знаний, то наука возникла с начала человеческой культуры. Различное время появления имеют и конкретные научные дисциплины: Античность дала миру математику, Новое Время - естествознание, в XIX веке появились общественные науки.
Наука - сложное многогранное общественное явление. Вне общества она возникнуть и развиваться не может. Наука появляется тогда, когда в обществе есть социальный запрос на объективные знания, социальные возможности выделения группы людей, чьей главной задачей становится ответ на запросы, начавшееся разделение труда внутри этой группы, накопление знаний, навыков, появление организаций, координирующих исследования, наличие материалов, технологий, средств фиксации информации. Ей требуются теоретичность, рациональность и системность.
Практика - основа науки
Знания, умения и навыки накапливались человечеством с самых ранних этапов его развития. Необходимые для жизни сведения передавались каждому члену первобытной общины или рода в устной форме - через обряды посвящения, мифы, рассказы о подвигах предков. Это пока еще не наука, это до-наука.
Следующим этапом становления науки становится пред-научный период - цивилизаций Древнего Востока. Традиционные цивилизации Востока (египетская, шумерская) обладали механизмом хранения и передачи информации, но не имели механизма получения новых знаний. Эти цивилизации накапливали чисто практические, конкретные знания в математике и астрономии, которые передавали от старшего к младшему внутри касты жрецов. Их практическая необходимость была вызвана самой жизнью - после ежегодных наводнений приходилось восстанавливать границы земельных участков, для чего нужно уметь вычислять площади сложных геометрических фигур. А чтобы предсказывать следующее наступление реки - для этого нужны регулярные астрономические наблюдения. Считалось, что эти знания дают боги и как идущие свыше, принимались без доказательств. Они заучивались в готовом виде, как набор рецептов, без права на сомнение и попытку пересмотра. Подобно обстояли дела в Индии и Китае, где тоже шло накопление практических знаний, необходимых для религиозных ритуалов. Таким образом, в этих цивилизациях присутствуют лишь разрозненные научные представления.
Постепенно накопилось множество отдельных разрозненных сведений о природных процессах, явлениях, появилось много практических умений и навыков. Знания пришлось каким-то образом упорядочить, появляется необходимость систематизации.
Наука Античности
Появление собственно науки происходит в Античности, в Древней Греции в VI - VII веке до нашей эры. В этот период появляется целенаправленная деятельность по получению научных знаний, возникают специальные организации для этого, присутствуют материалы и технологии. Следует заметить, что в обществе в этот период происходят значительные перемены. Появился класс рабов, которые должны были выполнять физическую работу. Ремесло и земледелие стало деятельностью, недостойной для свободного грека. Занятие, приличествующее свободному человеку - война, политика, наука или искусство.
Цель греческой науки - постижение истины ради нее самой. То-есть, теоретичность. Наука эта системна и рациональна. От мифа перешли к логике. Теперь знания не только накапливаются, они доказываются, подвергаются пересмотру, систематизируются. Появляются научные программы. Математическая научная программа представлена Пифагором (570 - 490 г.г. до н.э) и развита Платоном (428 - 347 г.г. до н.э). Пифагор (на иллюстрации) полагал, что Космос можно выразить в виде чисел. Платон считал, что мир был создан Божеством- Демиургом на основании математических закономерностей, интуитивно таким образом математизируя физику. Вторая научная программа - атомизм Демокрита (460 - 370 г.г. до н.э) и Левкиппа (500 - 440 г.г. до н.э). Третья идея устройства всего - мир есть целостное образование, естественно возникшее и имеющее причины в себе самом. Она принадлежит Аристотелю (385 - 322 г.г. до н.э). Античные времена дали науке геометрию Евклида (365 - 300 г.г. до н.э), медицину Гиппократа (460 - 370 г.г. до н.э), историю Геродота (484 - 425 г.г. до н.э). Но в древнегреческой науке был существенный минус - отсутствие эксперимента из-за презрения свободных греков к практический деятельности. Теория же, как известно, "...без практики мертва...".
Средневековая наука явилась шагом назад в сравнении с Античностью. Природа теперь воспринимается с позиций Священного Писания. Ее не следует изучать и постигать через созерцание, как в Древней Греции. Ее следует рассматривать как чудо, объяснение с рациональных позиций является кощунством, допускается лишь толкование явлений и событий с теологических позиций. Слабому уму человека не дано познать все величие и законы окружающего мира. Его удел лишь восхищаться великим Промыслом Творца. Ученость пришла на смену научности, приветствовалось умение находить ответы на любые вопросы в священных текстах, умение их цитировать. Но если человек - венец творения, то можно и нужно улучшать его, стремясь к совершенству. Это позволяет от созерцательного отношения к природе перейти к экспериментальной науке Нового Времени. И в этом некоторый вклад средневековья в общий процесс становления науки.
Наука в эпоху Ренессанса
В эпоху Возрождения разум ставится выше Откровения. Появляется возможность точных измерений, создаются инструменты для научных экспериментов. И в первую очередь для изучения того, что долгое время было запретным, а потому особенно желанным - изучение Вселенной, понятие сущности Земли и ее места в космическом устройстве. Не случайно у истоков математической физики и физической математики стоят астрономы - Никола Коперник (1473 - 1543 г.г.), Иоганн Кеплер (1571 - 1630 г.г.) и Галилео Галилей (1564 - 1642 г.г.). Это они впервые увидели пятна на Солнце, кольца Сатурна, впервые "убрали" Землю из центра мироздания, водрузив туда Солнце и "заставили" Землю вращаться вокруг него.
Алхимия закладывает основу химии. Лекарь постепенно превращается во врача. В эту эпоху работает Парацельс (на иллюстрации) - швейцарский врач, алхимик, натурфилософ и химик. Он не выделяет человека из природы, считая, что тот состоит из тех же веществ (ртути, серы и тому подобных элементов), что и остальные природные тела. Когда человек болен - равновесие элементов нарушено, чего-то избыток или, напротив, какого-то элемента не хватает. И задача врача - способствовать восстановлению равновесия. Парацельс впервые применяет химические препараты в лечении, закладывая основу фармакологии. Известно его изречение:" Все есть яд и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным". Парацельс полагал, что человек не только может, но и должен познать все существующее в природе и за ее пределами.
Накопив немного познаний на нижней ступени, знаний о реально ощутимом, человек захотел увидеть картину сверху, целостно, понять неощутимое, а поняв, попробовать предсказать. Классическая наука с XVI века превращается из доктрины в автономный поиск истины. Она стоит на прочном фундаменте эксперимента, развивается на строго доказанной математической основе, просто заявления и личные впечатления о явлениях больше не проходят. Исследования имеют механистический характер. В их основе лежат измерения, результат анализируется и систематизируется. Оценивается возможность и область практического применения., ориентируется на практику.
Переход к неклассическому естествознанию состоялся во второй половине XIX - начале XX века. Неклассическая наука вернула субъект в поле зрения, выдвинула ряд принципов - неопределенности, относительности, дополнительности. Бесконечно расширяется диапазон изучаемых объектов и явлений - от событий космических масштабов до мира кварков. И что удивительно - они оказываются взаимосвязанными. Чувствуя на уровне подсознания эту взаимосвязь, мы бьемся над тем, чтобы нащупать ее математически и физически и тогда, возможно, получится увидеть Мир в целом. А для этого нужно объединение отраслей наук и общие междисциплинарные исследования. Появляются биофизика, астрофизика, биохимия, в сущности отдельные островки знаний объединяются в материк. Похоже, человек наконец пришел к мысли, что к единому миру нужен единый научный подход.