Государство

Государство - это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории. Основными существенными признаками государства являются территориальная организация населения, власть, суверенитет, право и сбор налогов

Исследования

Все исследования

Новости

22.10.24 // Россия
Восточный торговый путь способствовал образованию государства »

07.12.23 // Нидерланды, Британия, США
Определен опасный возраст в жизни государства »

12.04.22 // Израиль, Британия, Испания
Выращивание зерновых вело к возникновению государства »

Все новости

У разных народов формирование государства складывалось по разным причинам и различными путями. Это объясняет разные взгляды на объяснение причин возникновения государства.

Причины появления государства

Теорий по этому вопросу много, но все они однобоки и не могут претендовать на абсолютную достоверность. Прежде всего по той причине, что общественная жизнь человека достаточно сложна и причины, заставляющие людей создать государство, носят комплексный характер - здесь и общая защита от агрессии, и разделение труда, и даже психологическая тяга человека к общению с себе подобными. Поэтому, скорее всего, надо вести речь о совокупности причин, а не о какой-то одной. Итак, остановимся на некоторых из теорий, обосновывающих необходимость возникновения государства в сообществе людей.

Достаточно почтенной является теологическая теория. Ее представляет мыслитель Фома Аквинский (1225 - 1274 г.г.). Теория базируется на положении о том, что источником государственной власти является Божественная воля. Государство вечно, оно существовало всегда. Основой является Божественное начало всего сущего. Не вызывает сомнения, что в возникновении государства определяющую роль сыграла религия, жрецы, церковь. Государство - часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Некоторое время в ранних государствах шла борьба за первенство власти религии и светской власти. В некоторых случаях правитель являлся в двух ипостасях, объединяя в своем лице высшую духовную (верховный жрец) и государственную власть (фараон), к примеру, в Древнем Египте. Целью и оправданием государства было предоставление человеку удовлетворительных средств существования и опору для морального и духовного развития.

Патриархальная теория возникновения государства так же является одной из древнейших. Она была распространена еще в Древней Греции и Древнем Риме. Сторонником ее являлся Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э). Возникновение государства в рамках этой теории объясняется разрастанием семьи и трансформацией отеческой власти над детьми в государственную власть правителя над подданными. Отношения в государстве должны быть подобными отношениям в семье - добрый отец (правитель) заботится о детях (подданных), наставляет и защищает их, они платят ему послушанием и любовью. Патриархальную теорию в Китае развивает Конфуций (551 - 479 г.г. до н. э), рассматривая государство как большую семью.

Договорная теория

Договорная теория тоже приходит к нам из глубокой древности. Ее основателем являлся древнегреческий мыслитель Эпикур (V - IV век до н.э.). Люди объединились в государство на основе общей договоренности для обеспечения справедливости. Теория возникла в Древней Греции, дальнейшее развитие получила в трудах философов эпохи Возрождения. В числе ее приверженцев английский философ Томас Гоббс (1588 - 1679 г.г.), французский мыслитель Жан-Жак Руссо (1712 - 1778 г.г.). Созданию государства предшествует естественное состояние - по Руссо это всеобщая свобода, по Гоббсу - война всех против всех. Для гарантии мира и благополучия люди заключают договор, по которому отдают государству часть своих естественных прав и обязуются подчиняться органам государственной власти. А государство обязуется действовать в интересах общества и обеспечивать основные права человека.

Общественный договор представлялся не как исторический факт, а как признание по умолчанию. В случае нарушения правителем договора - он лишался власти.

Ирригационная теория

В некоторых районах земного шара земледелие, на котором базировалось благополучие общества, невозможно без искусственного орошения (Древний Египет). Возникает необходимость в организации крупных общественных работ по строительству ирригационных сооружений - каналов, дамб, плотин. Для общей координации и управления создается специальный механизм - государство. Такова сущность ирригационной гипотезы возникновения государства.

По мнению сторонников теории насилия, государство возникло потому, что сильные племена покоряли более слабые и чтобы управлять ими создавался аппарат управления и подавления. Государство есть результат прямого насильственного действия - внешнего (завоевание одного пламени другим) или внутреннего (насилия одной части общества над другой). Победитель учреждает государство. Побочным результатом является деление общества на классы, возникновение частной собственности. Автор теории Карл Каутский (1854 - 1938 г.г.), немецкий историк, экономист и публицист. Теория очевидно преувеличивает роль насилия и полностью нивелирует экономические и иные факторы.

Экономическую теорию возникновения государства, как самостоятельную версию, выдвигает французский мыслитель XVIII - XIX веков Сен-Симон. Государство он рассматривает как результат экономического прогресса и преобразований. Оно возникло при переходе от потребления и присвоения к производству.

Марксистская теория считает, что государство возникло при определенном уровне развития производительных сил. Отделение скотоводства от земледелия, возникновение ремесел приводит к узкой специализации, появлению излишков продукции и возникновению частной собственности. Что ведет к расколу общества на классы. Экономически господствующему классу понадобится механизм удержания в повиновении угнетенный класс - государство. С исчезновением деления общества на классы и наступлением всеобщего равенства необходимость в государстве исчезнет сама собой, исчезнут и сами государства.

Современный подход к причинам возникновения государства выражает теория специализации. Государство возникло в раннеземледельческой общине, как аппарат управления делами. По мере перехода от присвония к производству, разделению труда, стали выделяться люди, занимавшиеся управлением, а потом появились и органы управления.

Представителем органической теории является Герберт Спенсер (1820 - 1903 г.г.), английский философ и социолог, утверждавший, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, как биологический организм состоит из клеток. Человек не может существовать вне государства, как не может существовать рука вне человека. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так в процессе войн идет естественный отбор наиболее приспособленных государств, что соответствует законам эволюции.

Психологическая теория возникновения государства видит основную причину этого процесса в свойствах человеческой психики, биопсихических инстинктах. Сторонником этих взглядов являлся русский философ и социолог Лев Иосифович Петражицкий (1867 - 1931 г.г.). Человек - общественное существо. К объединению в государства людей подталкивает потребность человека жить в коллективе, стремление к поиску авторитета, желание повелевать или подчиняться.

Политическая теория, наряду с классовыми, выдвигает и другие причины возникновения государства. Это выделение управления в специальную отрасль деятельности для повышения ее эффективности. Это изменения в воспроизводстве человека (переход к оседлому образу жизни, увеличившаяся плотность и численность населения, запрет кровосмешения) и необходимость регулирования отношений между людьми в обществе.

Имеют значение и другие факторы, влияющие на образование государства - географические, этнические. Государство возникает, существует и развивается в результате усложнения социальной и экономической жизни людей, для удовлетворения потребности упорядочения в обществе и в регулировании общественных дел. По утверждению Николая Александровича Бердяева (1874 - 1948 г.г.), русского политического и религиозного философа, "государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад".

Смотрите так же: