Музыка

Музыка - это искусство, для которого средством воплощения художественных образов является звук и тишина, особым образом распределенные во времени, искусство совмещения звуковых образов

Новости

30.03.24 // Швеция, Германия, Канада, Нидерланды
У Бетховена не нашли генов музыкальности »

05.03.24 // Европа, Китай, Швеция, Канада
Люди разных культур предпочитают разные ритмы »

28.02.24 // Испания
Электронная музыка может изменять сознание »

Все новости

Существует несколько версий появления музыки. Совершенно ясно, что музыка существовала на самых ранних этапах развития человека и прошла путь эволюции совместно с ним. Эволюционная теория - Дарвин полагал, что музыка появилась как элемент брачного соперничества самцов, по аналогии с пением птиц. Преимущество в сфере продолжения рода получал не только самый сильный, но и самый голосистый. То есть истоки музыки следует искать в звуко-интонационном конкурсе мужской части племени.

Лингвистическая теория музыки

Лингвистическая теория рассматривает происхождение музыки от интонационных составляющих речи. Необходимость выразить скорбь или радость приводит к изменению интонации речи. Это привело к возникновению звукового ряда. Данная теория способна объяснить почему протяжная восточная музыка так непохожа на ритмичную западную. В традиционных восточных мелодиях используется много повышений и понижений тонов, как и в языке. Интонации этих языков для непривычного уха скачут и плавают. В западной музыке, как и в языке, преобладают короткие интервалы. При этом сам звуковой узор фразы более ровный.

Теория доречевого происхождения музыки говорит о том, что она возникла в попытках разработки еще не развившейся речи, состоящей из плавных звуковых переходов, подъемов и подвываний. Первобытным людям нужно было привлечь внимание, предупредить об опасности, подать условный сигнал, что привело к выработке способности фиксации звука на одной высоте, определенным интервалам между тонами, выработке умения создавать более благозвучные сочетания, повторять короткие мотивы. Средством звучания был голос и подручный инструмент. Ритм помогал выделить значимые тоны, размечал цензуры, способствовал формированию ладов.

В этот период пра-музыка неотделимо связана с повседневной жизнью племени, в общем-то является ее частью. Колыбельные напевы матерей, песни-кличи воинов, протяжные песни пастухов, собирающих стадо, ритмичные песни-крики во время общей работы, скорбные песни-плачи погребальных обрядов. Эти древнейшие формы музыкального искусства сохранились до наших дней.

Музыкальный фольклор

В этом периоде музыка была неотделима от движения, танца. Древняя музыка подражала звукам окружающей жизни. Из этого многоголосого звучания стали отбирать звуки гармоничные, соотносящиеся по высоте и связывать их между собой. Раньше других музыкальных элементов развивается ритм. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием. Это самая древняя форма пения с сопровождением. Прообразом современных струнных, ударных, духовых инструментов становятся звучащий лук, барабаны из пустотелых стволов дерева и высушенной тыквы, свирели, рога, раковины. Музыкальные инструменты возникают из рабочих, человек постигает музыку в окружающем его мире. Самостоятельность музыка приобретает в период распада первобытнообщинного строя, когда культурная деятельность человека отделяется от практической.

В своем дальнейшем развитии музыка проходит три качественно отличных стадии. Первую стадию определяют как фольклорную. На этой стадии слушатель и исполнитель не разделены, все являются участниками некого музыкального действа и вовлечены в определенный ритуал. Музыкальный фольклор неотделим от быта - трудового процесса, праздников, обрядов, игр. Тут и пение, и звучание музыкальных инструментов. Музыкальный текст не записывается, пока нет нотной грамоты и теории музыки.

Вторая стадия определяется как традиционная музыка В ней музыкант-профессионал отделен от слушателей. Музыкальный текст фиксируется с помощью слова - специально сочиненных литературных текстов. На первый план выдвигается искусность, техническая сторона в создании музыки. Это приводит к появлению особых стандартных структур, музыкальных моделей, формирования учения о музыке. Старейшая известная песня записана на клинописной табличке, найденной на раскопках Ниппура и датированная 2000 годом до нашей эры. Она была расшифрована профессором А.Д. Килмером из Университета Беркли и выяснилось, что она написана терциями с использованием пифагорейских интервалов - октавы, квинты и кварты. Ярким примером этого типа является музыка Древней Греции, объединяющая музыку, поэзию и танец.

Авторское музыкальное творчество

На третьей стадии появляются три участника музыкального исполнения: композитор, исполнитель и слушатель. В Западной Европе на рубеже XVI - XVII веков возникает авторское, композиторское музыкальное творчество. Появляется желание записать как-то мелодию, чтобы вновь ее точно воспроизвести в любое время - изобретают нотный текст и с ним появляется необходимость грамотного, в музыкальном отношении, исполнителя. Музыкальное произведение стало жить отдельно от своего создателя. Оно отделилось и от танца, и от слова. Возникает исполнительское искусство. Для западноевропейской культуры становится характерным стремление к индивидуальной трактовке, варьировании музыкального произведения.

В XX веке появляется видовое и стилистическое разнообразие музыки: классическая- профессиональные музыкальные сочинения; популярная - в основном, песенно-танцевальный жанр; этническая - народная, подчеркивающая самобытность этноса; эстрадная - музыка для отдыха; джаз - синтез африканских и европейских музыкальных элементов; рок - музыка, отличающаяся обилием ударных и электромузыкальных инструментов; авангардная - новое экспериментальное направление в профессиональном композиторском творчестве; и даже альтернативная - сочинение или исполнение принципиально не похожее на все известные виды музыки.

Музыка - универсальный язык общения, доступный для понимания всем человеческим (и не только) существам. Она делает нас лучше, пробуждает в нас человечность. Это единственный вид искусства, который нельзя увидеть. Зато над мелодией не властно время, она заложена в самой жизни, ею наполнена Вселенная.