Началом музыки стала колыбельная
Музыка родилась из колыбельной
Специалисты Гарвардского университета предположили, что музыка появилась как следствие развития человека, как вида, одним из его приспособлений к жестким условиям выживания. В основе предлагаемой теории лежат результаты исследования колыбельной песни. Как считают авторы работы, колыбельная появилась на заре развития человечества, возможно, раньше, чем возник язык и она должна оказывать одинаковое действие на любых детей. Как известно, колыбельные песни есть у всех народов. Они возникли как один из способов адаптации древних людей к опасностям жизни в окружении враждебных чужаков и хищных зверей. В музыке первым появилось именно пение, а не игра на каком-нибудь звучащем приспособлении. И целью этого пения было успокоение маленьких детей.
Исследователи провели эксперименты с группами добровольцев, которым предлагалось из набора мелодий и напевов выбрать те, которые, на их взгляд, являются колыбельными. В результате выяснилось, что колыбельные песни люди способны узнавать, даже если они звучат на незнакомом языке и принадлежат совершенно другой культуре - участники исследования распознавали их безо всякого сомнения.
Но чтобы появиться, у колыбельной песни должна быть веская причина, полезная для выживания всего рода. Специалисты полагают, что таких причин было, как минимум, две. Первая - обеспечение постоянной коммуникационной связи с младенцем, непрерывного внимания к нему. Ребенку необходимо это постоянное внимание матери - вокруг опасности, угрожающие его жизни, а он еще незнаком с ними и ищет защиты у нее. Но мать не может заниматься только им - нужно искать пищу, обеспечивать свою и его безопасность. Исследователи полагают, что вначале матери стали издавать какие-то определенные звуки, которые показывали ребенку, что он находится в безопасности, под защитой матери и окружен ее вниманием. Эти звуки должны были быть простыми и малыш мог их легко отличать от других.
Вторая причина появления колыбельных напевов проста и непритязательна - чем меньше плачет ребенок, чем быстрее удается его успокоить, тем меньше вероятность привлечь ненужное внимание со стороны хищника или чужаков. Колыбельные придумывались на ходу, в зависимости от поведения малыша. Матери, способные создавать комфортный для спокойствия младенца звуковой фон, получали преимущество - им удавалось сохранить и вырастить больше детей, распространяя свои гены, в которых закреплялась способность к пению. Автор исследования Сэмюэл Мер полагает, что другие виды музыкального творчества появлялись тоже в связи с какими-то адаптациями человека по мере его развития.