16 июн

Первые сапиенсы появились в Евразии на стоянке Бокер-Тахтит

Израиль

Бокер-Тахтит, что в пустыне Негев в Израиле, содержит ответы на многие вопросы, касающиеся появления сапиенсов в Евразии и замещения ними неандертальцев. Вопрос сложный и интересный. Споры вокруг него идут давно. Почему неандертальцы уступили сапиенсам, хотя были лучше приспособлены физически для выживания в суровых условиях и являлись в то время для Евразии уже практически аборигенами? Что сыграло решающую роль? Враждовали они с новым видом человека или соседствовали? Происходил ли культурный обмен? То, что они общались достаточно близко, подтвердили генетики. Но ответы на остальные вопросы пока неоднозначные.

Возвращение специалистов из "Института науки Вейцмана и Общества Макса Планка" во главе с профессором Элизабеттой Боаретто вместе с доктором Омри Барзилаем из Управления древностей Израиля к работам в Бокер-Тахтит состоялось почти через сорок лет с момента его обнаружения. Теперь настало время новых методик и технологий. Исследователи обнаружили, что находки в этом регионе следует рассматривать в рамках нового временного подхода. В статье специалистов, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences, отмечается, что два вида людей совместно жили на данной территории достаточно долгое время.

Исследователи провели повторное датирование обнаруженных ранее орудий труда, выполненных в разной технике, что несомненно говорит о произошедшей смене населения. Были датированы и осадочные сотложения, перемежавшие культурные слои. Стоянка Бокер-Тахтит удобна именно ненарушенностью слоев и их раздельным расположением. В этот раз ученые использовали методы масс-спектрометрии и оптически стимулированной люминесценции кристаллов кварца и полевого шпата из осадочных пород.

Анализ показало, что среднепалеолитические слои стоянки принадлежали неандертальцам. Они сменяются верхнепалеолитическими следами сапиенсов. Однако периоды пересекаются, что указывает на то, что эти два вида людей жили параллельно какое-то время на данной территории. Впрочем, достаточно долго. Смена видов произошла в период от 50 до 44 тысяч лет назад. Исследователи полагают, что стоянка была первым местом в Евразии, где появились люди современного вида. Они жили рядом с неандертальцами, между ними шел активный обмени генами и достижениями культуры.

Вера Максимова, 16.06.2021 16:02