14 янв

Инопланетяне нас увидят с расстояния 3 тысячи световых лет

Грузия

Поскольку пока совершенно непонятно, существуют ли другие разумные существа во Вселенной, самое время озадачиться другими вопросами на эту тему. К примеру, на каком языке мы будем с ними общаться? Похожи ли они на нас? Или вот - с какого расстояния они могут нас увидеть? Ответ на этот риторический вопрос постарался дать астрофизик Тбилисского свободного университета Заза Османов. Результаты его исследования опубликованы в журнале Acta Astronautica.

Автор использовал в качестве отправного пункта шкалу Карташева, определяющую уровень технологического развития цивилизаций. Она была разработана советским и российским астрофизиком Николаем Карташевым и выделяет три типа предполагаемых цивилизаций по их умению получать и использовать энергию. Согласно этой шкале, цивилизации I типа - умеют использовать всю энергию своей планеты; II типа - умеют использовать энергию своей звезды; III типа - используют энергию галактики. Исходя из такого определения, мы пока не дотягиваем даже до I типа. По формуле американского астрофизика Карла Сагана, мы находимся на отметке 0,72. И видеть братьев по разуму мы не можем.

Но у нас есть что им показать! Например, пирамиды Гизы, спутники, космические аппараты. Хотя, честно говоря, рассмотреть горные хребты, моря и континенты нашей планеты им было бы гораздо проще. Османов подсчитал, что развитые цивилизации II типа могли бы любоваться и озадачиваться нашими пирамидами с расстояния в 3 тысячи световых лет - при определенных условиях. Из условий - использование мощных телескопов на принципе интерферометрии, вроде нашего международного "Массива телескопов" в штате Юта, только с диаметром в несколько миллионов километров.

Кроме того, в нашей Галактике должно быть не менее 650 инопланетных цивилизаций, чтобы одна из них могла рассмотреть пирамиды и прочие древние свидетельства разумности - кто-нибудь да окажется на нужном расстоянии. А современные строения, к примеру небоскреб Бурдж-Халифа, построены совсем недавно и отраженный от них свет еще не успел добраться по потенциальных наблюдателей. Для подобного обнаружения может потребоваться до миллиона разумных цивилизаций.

Вера Максимова, 14.01.2024 14:15