15 июн

Описаны два новых вида ископаемых звероподобных рептилий

Россия

Звероподобные рептилии обитали на Земле еще до появления динозавров. Но массовые вымирания пермского периода не оставили им шансов. Это были странные и удивительные существа, веточка от которых потянулась к млекопитающим. Среди терапсид были разные представители - роющие насекомоядные, травоядные с бивнями и саблезубые хищники. Сегодня окаменелые останки этих животных в основном находят в горных породах Кару (ЮАР). Но есть еще одно место дислокации пермских окаменелостей - бассейн реки Вятка. Работы здесь ведут сотрудники Вятского палеонтологического музея.

В ходе недавней экспедиции, которую возглавил Владимир Масютин, исследователи обнаружили в числе прочих останки двух ранее не известных видов звероящеров. Работы шли в районе города Котельнич Кировской области. В их изучении и описании вместе с Масютиным принимал участие его коллега из Музея естественных наук Северной Каролины Кристиан Каммерер (Christian Krammerer).

Одни из останков принадлежали животному, которого исследователи отнесли к тероцефалам. Ростом оно было с овчарку и являлось хищником. Звероподобной рептилии дали имя Gorynychus masyutinae, припомнив Змея Горыныча из славянской мифологии. Второе животное было меньших размеров, но тоже хищным. Его отнесли к группе горгонопсов и назвали Nochnitsa deminidens, соотнеся с еще одним персонажем мифов - злым духом Ночницей. О том, что существо вело ночной образ жизни исследователям рассказали крупные глазницы его головы. Материалы исследования опубликованы в журнале PeerJ.

Находки из России подтвердили странную особенность эволюции пермских терапсид, которую раньше обнаружили в образцах из Южной Африки. Дело в том, что в промежутке между двумя пермскими катастрофами, случившимися 260 и 252 миллиона лет назад, когда исчезло множество видов, у терапсид по каким-то причинам происходит странный обмен размерами - крупные виды вдруг становятся мелкими и наоборот. Так крупные в середине перми тероцефалы в поздней перми становятся мелкими насекомоядными, а вначале небольшие горгонопсы выросли в саблезубых хищников, размером с тигра.

Вера Максимова, 15.06.2018 16:39