Мореплавание

Мореплавание - перемещение людей и грузов водным путем. Различают каботажное плавание (вблизи морских берегов, в пределах видимости) и дальнее плавание, когда судно выходит на океанские или морские просторы

Исследования

Все исследования

Новости

21.03.24 // Италия
Конструкция неолитических лодок оказалась продвинутой »

06.08.23 // Израиль
Глаз древнего корабля нашли в Средиземном море »

16.07.23 // США
Крепкое сложение аборигенов Новой Зеландии объяснили эффектом основателя »

Все новости

Находить общий язык с окружающим миром древние умели - выжить в лесу, горах, песках не менее трудно, чем подобрать ключик к характеру океана. Оказалось, что если внимательно присмотреться, можно открыть некоторые закономерности его нрава - периодические смены ветров, морских течений, штилей и штормов. И, вооружившись новыми, пока еще не совсем достоверными знаниями, человек смело направил папирусную (кожаную, камышовую) лодку в открытое море. "Безумству храбрых поем мы славу"...

Древнейшее свидетельство мореплавания - выхода в открытое море, когда спасительный берег скрывается из виду и кругом одни волны - археологи обнаружили в пещере Франхти на побережье залива Арголикс, на юго- востоке Пелопоннесского полуострова (Греция) в 1967 году. В слоях, датированных серединой 7 тысячелетия до нашей эры, обнаружили вулканическую горную породу обсидиан с острова Милос в Эгейском море, расположенном в 65 милях от пещеры. Милосский обсидиан встречается и во всех последующих слоях, следовательно, он транспортировался неоднократно, и скорее всего, морем.

У обитателей пещеры, арголийцев, были суда - об этом свидетельствуют остатки крупных рыбьих костей, возможно, тунца. Рыболовство, вначале прибрежное, а затем глубоководное, постепенно приучило человека расставаться с берегом, искать другие ориентиры и способы навигации. Ну, а умея выйти из точки А и через море прийти в точку Б, можно было прихватить с собой товары, пассажиров, строительные материалы - да все, что угодно!

Все гениальное - просто

Зарождается морское судостроение в каменном веке - середине мезолита. Выходит, оно насчитывает более 9 тысяч лет. Перед вашим взором предстает древняя верфь, где люди в одеждах из шкуры каменными топорами забивают гвозди в нечто, напоминающее Ноев ковчег? Зря стараетесь, протосудно было еще экзотичнее - возможно, связанные из тростника или камыша лодки народов Южной Америки, Полинезии, Малайзии, а может сшитые из кожи животных лодки северных народов - свидетельств не сохранилось. Да- да, именно так - на снопах травы (образно говоря) и шкурах первые мореходы ринулись навстречу волнам. Тем достойней удивления и восхищения пройденный ними путь.

Изображения таких лодок ученые обнаружили на кольцах минойской цивилизации (2 - 3 тысячелетие до нашей эры). Челны тогда еще не строили - отполированные орудия (топоры и тесла), необходимые для этой работы, были найдены в более поздних неолитических слоях. Ко второй половине 4 тысячелетия до нашей эры относится первая письменная инструкция по построению судов, обнаруженная при раскопках Ура, государства древних шумеров (юг Ирака). Поразительно! Мезолитический человек, который еще не имел топоров и долот, не умел писать, не строил городов - уже путешествовал по морю.

Интересно, что мореходные культуры в давние времена сформировались на побережьях всех океанов. К сожалению, прямых свидетельств путешествий древних мореходов не осталось, а ученые доверяют только письменным документам и артефактам. Письменность появилась позднее, но есть сказания, мифы и легенды.

Предки индейцев Южной Америки плавали на плотах из бальсового дерева. Они состояли из нечетного количества бревен разной длины, причем самое длинное было в центре, боковые становились короче к краям. В умелых руках древних мореплавателей эти суденышки становились трансокеанскими лайнерами и были пригодны для плавания из Америки в Полинезию, население которой, кстати говоря, имело несомненные родственные признаки с индейцами. Согласно гипотезе знаменитого норвежского исследователя, этнографа и мореплавателя Тура Хейердала (1914 - 2002 г.г.), острова Полинезии были в свое время заселены выходцами из Южной Америки, случайно или намеренно. Ученый решил повторить путь древний индейцев на таком же судне, построенном по древним чертежам и технологиям, доказывая жизнеспособность своей теории.

На плоту "Кон- Тики" 28 апреля 1947 года Тур Хейердал вышел с небольшим международным экипажем из пятерых человек от перуанского порта Кальяо на побережье Южной Америки. Плот оказался необычно гибким и отлично справлялся с волной. Вода скатывалась между бревнами в океан, не задерживаясь на плоту, а условия жизни на палубе оказались вполне нормальными в условиях пассатной зоны тропиков. Плот состоял из 9 бревен, длиной от 10 до 14 метров. Оснасткой плота был прямоугольный парус, кормовое весло и доски, торчащие из дна плота вниз и исполняющие роль киля и руля. Это полностью соответствовало конструкции плотов инков, на которых они (и это задокументировано) совершали океанские путешествия. И уже 7 августа плот достиг архипелага Туамоту, конечной точки своего путешествия.

Викинги

Атлантику пересекали северные мореходы - викинги. Это были отчаянные воины и столь же отчаянные прирожденные мореплаватели. Они жили на территории современной Норвегии, Дании и Швеции в 800 - 1100 годах нашей эры и совершали набеги на берега Англии, Германии и северной Франции, а в 1000 году пересекли Атлантику и высадились в Северной Америке на острове Ньюфаунленд, где норвежский исследователь и археолог Хельге Ингстад (1899 - 2001 г.г.) обнаружил руины их поселения.

О том, что морской путь между Европой, Африкой и Американским континентом существовал уже несколько тысяч лет назад, мы знаем из устных преданий. Ряд специалистов высказывает мнение о трансатлантическом плавании древнего населения Европы - кельтов. Однако, это весьма смелая гипотеза, так как нет не только материальных находок, но и упоминания в преданиях об этом событии. Вот в эпосе их прямых потомков - ирландцев - есть повествование о дальнем походе аббата Брендана, якобы совершенном им в VI веке.

Британский ученый, путешественник и писатель Тим Северин изучил это сказание и пришел к выводу, что аббат - лицо реальное и он действительно совершил это плавание, в пользу чего говорит и весьма подробное географическое описание путешествия. И ученый, как и Хейердал, решил довериться опыту предков и попробовать повторить исторический маршрут. В 1976 и в 1977 годах на лодке из сшитых бычьих кож, несмотря на скепсис специалистов кожевенного производства, он успешно проходит морскими путями древних, делая промежуточные остановки на островах. Во время плавания исследователь еще раз убедился в достоверности описания географических деталей в "Сказании о Брендане". Опытным путем было установлено, что ирландцы открыли Северную Америку на 5 веков раньше, чем викинги, хотя последним повезло больше, их открытие документировано найденным поселением.

Индийский океан

Смена ветров и течений в северной части Индийского океана удивительно регулярна и охватывает большое пространство. Плавать между Африкой, Индостаном и Индонезией можно в обе стороны при попутном ветре и течении в зависимости от сезона. Летом - влажный юго- западный ветер и течение с запада, зимой - сухой северо- восточный ветер и течение в сторону африканского побережья. А вот южнее экватора существовало одностороннее движение - с востока на запад, с пассатными ветрами и Южным пассатным течением. Шумеры и протоиндийцы уже ходили по этому пути. Об этом свидетельствуют находки археологов. В руинах индийского города Мохенджо- Даро найден талисман с изображением камышовых лодок с загнутыми носами. В Двуречьи при раскопках обнаружили печати с изображением животных Индии - слона, носорога, гавиала. Остров Бахрейн в старые времена был главной ярмаркой, здесь найдено много доказательств присутствия купцов из Индии и Шумера.

В 1977 году все тот же неугомонный и любознательный Тур Хейердал на тростниковой лодке "Тигрис" проходит через Индийский океан от портов родины шумеров в Месопотамии до берегов Индии.

Полинезийцы - люди моря

Плавание Тура Хейердала на плоту "Кон-Тики" подтвердило гипотезу о возможности океанских плаваний мореходов Южной Америки, по крайней мере в одну сторону, от берегов Перу к островам Тихого океана.

Мореходов Полинезии можно сравнить только с викингами - та же любовь к морю, то же бесстрашие и несомненное мастерство. Они считают своей землей море, они в нем живут. Выходят на его просторы семьями, с детьми, пожитками, домашней птицей и прочим нехитрым скарбом. Суда полинезийцы строили разные - и примитивные, и сложные. Их плоты были абсолютно идентичны перуанским, из нечетного количества бревен, треугольной формы. Что подтверждает теорию Хейердала о заселении островов Полинезии древними индейцами. Со временем в среднем бревне плота стали выдалбливать полость для сидения и он превратился в лодку с двумя поплавками по бокам. Потом их раздвинули в стороны и получили судно с двусторонним балансиром. Но для дальних морских путешествий они не годились. И тогда конструкцию слегка подправили - появилась лодка с односторонним балансиром, которая оказалась идеальным средством океанских сообщений. На них ходили вплоть до берегов Азии и Америки. Навигация осуществлялась по звездам, течениям, морской фауне. Эти своеобразные карты были в голове капитана, отличавшегося поразительной памятью. Широко использовалась система, так называемых, спасательных островов, когда в дальнем плавании можно было пристать к такому острову, если в бурю капитан собьется с курса.

Тур Хейердал был уверен в существовании транстихоокеанского маршрута к центру Тихого океана. Древним путем прошло еще 11 плотов, в том числе из Эквадора в Австралию.

Средиземное море

Издавна славились развитым судостроением и мореходством финикийцы. Они жили на восточном побережье Средиземного моря. Финикийцы вели морскую торговлю и активно осваивали новые земли. Они первыми проложили морские пути, связывающие Европу, Азию и Африку. К 800 году до нашей эры они достигли Англии и Франции и обогнули Африку.

Первая морская держава была создана на Крите. Эта древняя цивилизация была основана в IV тысячелетии до нашей эры выходцами из Малой Азии. Впервые флот стал регулярным. Они с конца III до середины II тысячелетия господствовали на Средиземном море, греческие говорят о талассократии царя Миноса. Процветание и могущество критянам обеспечивала морская торговля. А безопасность - море и флот, так, что даже города на острове не имели оборонительных стен. Именно здесь придумали шпангоуты - своеобразные ребра корпуса и днища, у кораблей появляется твердый каркас.

Египтяне испокон веков использовали естественную транспортную артерию реку Нил. С незапамятных времен по нему ходили плоты из связок папируса, приводившиеся в движение шестом или веслами и служившие как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Чтобы поймать ветер, египтяне использовали узкий длинный парус, который, впрочем, уже во II тысячелетии до нашей эры сменяется низким и широким. Были в их речном флоте и понтоны>, грузоподъемностью до 200 тонн, и корабли представительского класса, для парадных выездов фараона.

Несмотря на то, что египтяне никогда не были фанатами моря, тем не менее они на своих папирусных суденышках могли выходить в Атлантику. В этом был убежден Тур Хейердал. Он считал, что предки индейцев Америки пришли не через Берингов пролив, а приплыли из Египта через океан. И указывал на сходство обычаев (мумифицирование), архитектуры (пирамиды), письма (клинопись) и этнических особенностей. В 1969 - 1970 годах ученый совершает поход на папирусных лодках "Ра" и "Ра - 2", построенных по древним чертежам, направляясь из финикийского порта Сафи (Марокко) в Америку. Это были суденышки длиной 15 метров и 12 метров соответственно, из пачек папируса, связанные единым канатом в несколько сот метров длиной, с высоко поднятыми носом и кормой. Следует отметить, что "Ра" потребовала доработки конструкции и уже в модифицированном виде как "Ра - 2" пересекла Атлантику в самом широком месте и через 57 дней прибыла в Бриджтаун, столицу Барбадоса, тем самым доказав способность древних судов к дальним океанским переходам.

Данные океанологии и метеорологии, находки археологов и экспериментальные плавания на судах, построенных по древним образцам, подтверждают, что еще в глубокой древности наши предки на примитивных лодках активно осваивали океанские просторы, открывали и колонизировали, вольно или невольно, другие континенты.

На фоне современных океанских лайнеров, оснащенных суперновыми технологиями навигационного и механического оборудования, в легкой дымке морских просторов тают еле различимые контуры папирусной лодчонки, отчаянно и упрямо преодолевающей очередную океанскую волну, ведомую по безбрежной водной стихии лишь навыками поколений мореходов и особым морским чутьем капитана...

Смотрите так же: