26 апр

Предложен механизм образования квазаров

Британия

Квазары - самые яркие объекты Вселенной, излучающие, как триллионы звезд в радиодиапазоне, и при этом имеющие весьма ограниченный объем. Долгое время астрофизики задавались вопросом: как такое возможно и что собой представляют эти аномальные объекты? И вот теперь, кажется, специалисты из университетов Шеффилда и Хартфордшира (Великобритания) готовы дать ответ. Они утверждают, что квазары образуются при столкновении галактик в результате которого сжимается и уплотняется межзвездное вещество.

Исследователи изучили данные с телескопа Исаака Ньютона, который установлен в обсерватории на острове Ла-Пальма на Канарских островах. Астрофизики сравнили результаты наблюдения за 48 квазарами, находящимися в центрах галактик, со снимками сотни таких же галактик без квазаров. Выяснилось, что области на краях этих галактик были деформированы и искажены в отличие от тех звездных систем, где квазаров не было. Статья астрофизиков опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Специалисты полагают, что квазары образовались в ходе столкновений галактик. Как известно, в центрах многих галактик есть сверхмассивные черные дыры. Вокруг них вращается облако межзвездного газа, однако не слишком близко к черным дырам, что не дает поглотить его. Когда галактики сталкиваются, газ смещается ближе к черной дыре, которая тут же начинает его с удовольствием поедать, что сопровождается выделением большого количества энергии. Эта энергия и является источником мощного излучения. Кроме того исследователи выяснили, что галактики с квазарами втрое чаще сталкиваются с соседями, чем галактики без без них.

Если предположение астрофизиков окажется верным, то когда примерно через пять миллиардов лет наш Млечный Путь столкнется с соседней галактикой Андромеды, вполне возможно, может образоваться квазар. Следует сказать, что для галактики образование квазара не является столь уж прекрасным делом. Межзвездный газ поглотится черной дырой и образование новых звезд будет затруднено на неопределенное время.

Вера Максимова, 26.04.2023 17:08