26 июн

Растяжение континентов Земли вызвало глобальное потепление

Шотландия, Англия

Ученые из университетов Саутгемптона, Эдинбурга и Лидса считают, что сильнейшее потепление в истории Земли могло быть вызвано растяжением континентов. Случилось событие 56 миллионов лет назад и внесло существенные изменения в направление эволюции жизни. Исследование опубликовано в Nature Geoscience. Потепление, связанное с этим событием, известно как палеоцен-эоценовый максимум. В то время средняя температура на Земле выросла до 23 градусов Цельсия, когда сейчас она составляет 14,8 градуса - для сравнения.

Пик потепления продержался 170 тысяч лет и далеко не всем живым организмам он пришелся по вкусу. Многим видам, как морским, так и наземным, приспособиться к новым реалиям не удалось и они вымерли. Это изменило направление эволюции на планете. Авторы новой работы выяснили, почему температура на Земле в тот период возросла. По их расчетам, все началось с растяжения тектонических плит в северном полушарии. Исследователи приводят аналогию с растягивающейся ириской, которая становится все тоньше и в конечном итоге рвется.

Из-за растяжения тектонических плит давление в недрах Земли несколько снизилось. Вязкие слои в земных глубинах, так называемая мантия, начали плавиться. И плавиться интенсивно. Это заставило активизироваться вулканы, выбросы которых увеличили содержание углерода в атмосфере, что привело к парниковому эффекту. Изучение кернов горных пород, взятых со дна Атлантического океана, показало наличие следов продолжительных извержений вулканов. Период этой активности длился около двухсот тысяч лет. Лавой оказался залит весь Североатлантический регион, в том числе территория Гренландии и Фарерских островов.

Состав древней лавы говорил о плавлении верхней твердой части мантии планеты. А в это время шло интенсивное растяжение континентальной части суши, состоящей из Европы и Гренландии. В итоге Северная Америка и Гренландия оторвались от Европы и отделились образовавшейся северной частью Атлантического океана. Результатом таких событий стало коренное изменение окружающей среды, что повлекло за собой изменение множества экосистем.

Вера Максимова, 26.06.2022 17:05