09 ноя

Первые континенты поднялись над водой 3,3 миллиарда лет назад

Индия

Как известно, Земля состоит из нескольких слоев. Твердая земная кора сменяется вязкой горячей мантией, за которой следует ядро. Кора разделена на отдельные фрагменты - тектонические плиты, которые плавают по слою мантии, сталкиваясь и периодически погружаясь одна под другую. Все эти взаимодействия приводят к появлению и исчезновению континентов, поднятию горных хребтов и другим масштабным изменениям рельефа. Особенно значимым явлением для возникновения жизни на планете стало появление первых континентов.

Появление первой полноценной суши внесло кардинальные изменения в газообмен между атмосферой и гидросферой Земли и определило направление эволюции жизни. И здесь с неизбежностью встает вопрос - когда это произошло? Группа исследователей во главе с Субама Мукерджи из Университета Дели изучала геологию Сингбумского кратона в Индии. Специалисты называют кратонами стабильные участки тектонических плит, существующих несколько миллиардов лет. Кротон, которым заинтересовались ученые, содержит морские породы и породы суши, песок, из которого состоят эти скалы, возможно, был первым песчаным пляжем нашей планеты. Исследователи надеются, что смогут найти на этом кусочке древней суши и образцы древнейшей почвы.

В ходе работы выяснилось, что возраст последних морских пород и первых пород суши составляет около 3,3 миллиардов лет. В то время, как более ранние исследования древних континентов показывали 2,5 миллиарда лет. Такой возраст делает их древнейшими участками суши, поднявшимися из вод Мирового океана. По мнению специалистов, причиной поднятия суши могло стать то, что в этот период происходит значительное увеличение толщины земной коры, которая впоследствии стала континентальной.

Происходило так потому, что неожиданно быстро изменился состав магмы, которая производится земными недрами. Она обогащалась легкими породами, вроде кварца и становилась более объемной, но менее тяжелой. Что заставило ее всплыть. Исследователи надеются, что продолжая работать с образцами, вскоре получат подтверждение своей гипотезы. Статья опубликована в журнале PNAS.

Вера Максимова, 09.11.2021 19:24