25 июн

В Денисовой пещере жили все

Россия, Германия

Денисова пещера оказалась для древних людей чем-то вроде гостиницы - там жили и неандертальцы, и денисовцы, и сапиенсы. Если о пребывании там первых двух известно давно и найдены их останки, останки их общих детей, то о присутствии в пещере человека разумного вначале догадывались по найденным продвинутым орудиям труда - останков так и не нашли. Благодаря развитию современной палеогенетики, специалисты которой приловчились собирать ДНК просто с пола пещеры, теперь доказано, что в Денисовой жили все известные на то время виды человека, в том числе сапиенсы. Статья о новой работе генетиков опубликована в Nature.

Специалисты Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка и Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в течение двух лет проводили анализ более семисот образцов осадочных пород, взятых из пещеры. ДНК человека обнаружили в ста семидесяти пяти из них. Образцы рассказали, что первыми пещеру нашли и заселили денисовцы триста тысяч лет назад. Сто тридцать тысяч лет назад они ее оставили и вновь появились только через тридцать тысяч лет и это были другие денисовцы.

Неандертальцы пришли в пещеру сто семьдесят тысяч лет назад и стали жить там время от времени. Иногда вместе с денисовцами. И заводить общих детей, фрагменты костей которых нашли археологи. Известны фрагменты останков и взрослых метисов этих двух видов. А сорок пять тысяч лет назад у входа в пещеру появился и человек разумный. В это время там уже жили вместе два других вида, которые, видно, были не против потесниться и разделить кров с родственниками. Исследователи полагают, что никто из них не удивился, да и сами сапиенсы определенно знали о существовании родственных видов.

Совсем не обязательно они дружной семьей грелись у общего очага, но точно жили в одно время на общей территории и иногда посещали одну и ту же пещеру. Потом неандертальцы и денисовцы перестали наведываться в пещеру, а сапиенсы продолжали ее использовать. Свидетельством чего являются оставшиеся здесь украшения и сложные орудия.

Вера Максимова, 25.06.2021 17:44