13 июн

Домашние козы родом с территории Ирана

Ирландия

Как заявляют исследователи из дублинского Тринити-колледжа Кевин Дэли и его коллеги, важнейший этап одомашнивания коз проходил в горах Загрос. Именно в этом месте люди начали экспериментировать с генетическими линиями этих животных чуть более десяти тысяч лет назад. Исследователи изучили ископаемые кости коз, найденные на стоянках древних жителей Ирана - в Ганджи-Даре и Тепе-Абдул-Хосейн. Они расположены в горах Загрос и лежат на высоте полторы - две тысячи метров. Люди обжили эти места почти одиннадцать тысяч лет назад и продолжали жить в течение нескольких тысяч лет. Археологи обнаружили здесь остатки глиняных стен, посуды, орудия труда, а еще множество черепов, рогов и костей коз.

Чтобы извлечь максимум информации из находок, археологи попросили подключиться к исследованиям биологов и палеогенетиков. Дэли и его коллеги прочитали геном древних коз и смогли установить пол, возраст и определить, было животное диким или домашним. Оказалось, что жители поселений питались мясом молодых козлов, возраст которых был в среднем около полутора лет и пожилых коз. Хотя охотники-собиратели предпочтение отдают охоте на крупных самцов, чтобы экономно расходовать физические усилия, но получить максимальную выгоду.

Получается, коз разводили. Тогда все становится понятно. Молодые козы приносят потомство, их оставляли на развод, как и некоторое количество зрелых козлов. Остальные животные использовались в пищу. Число коз в два раза превышало количество козлов, что еще раз указывает на разведение. Генетически животные из Ганджи-Даре и Тепе-Абдул-Хосейн оказались как раз в промежуточном положении между дикими персидскими козлами (Capra aegagrus aegagrus) и современными козами. К тому же их генетическое разнообразие по отцовской линии не отличалось высоким уровнем, в отличие от материнской линии. То есть, производителей было ограниченное количество.

Что удивило генетиков, так это то, что в геномах иранских коз не содержалось мутаций, определяющих отсутствие защитной окраски и рогов. Ранее полагали, что они должны были закрепиться с самого начала разведения. Исследование опубликовано в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.

Вера Максимова, 13.06.2021 15:02