19 фев

Найдены следы прошлого исчезновения магнитного поля Земли

Австралия

Предыдущее исчезновение магнитного поля Земли произошло 42 тысячи лет назад. К такому выводу пришли специалисты из Университета Нового Южного Уэльса (Австралия), которые исследовали годичные кольца ископаемых деревьев. Статья ученых с материалами работы опубликована в журнале Science. Специалисты изучали окаменелости деревьев каури (Agathis australis), извлеченные из отложений возрастом более 40 тысяч лет. Они сохранили следы радиоуглеродных изотопов, по которым можно судить о событиях, происходивших в истории планеты.

Тот период назвали Переходным геомагнитным событием Адамса, увековечив тем самым еще и в науке писателя-фантаста Дугласа Адамса. В свете странного поведения магнитных полюсов в настоящее время, особое значение приобретает получение информации о подобных событиях, происходивших в другие эпохи и их последствиях. В данном случае удалось найти "очевидцев" предыдущей смены магнитных полюсов, а потому их свидетельства имеют огромное значение и интерес.

По "показаниям" древних деревьев, магнитное поле Земли тогда оставалось колеблющимся около восьмисот лет. Оценили это по содержанию в древесине изотопа углерода-14. Он образуется в верхних слоях атмосферы Земли под действием космической радиации. Чем слабее магнитное поле, тем больше создается изотопа, который накапливается деревьями и пики его содержания можно отследить в годичных кольцах. Магнитное поле практически исчезло 42 тысячи 200 лет назад. Его значения тогда колебались от нуля до шести процентов от нормальной величины.

Исчезновение магнитного поля оставило планету совершенно беззащитной перед потоками жестких космических лучей. Должно быть, начались сильные магнитные бури и полярные сияния по всем широтам, происходили резкие изменения климата. Плохо было всем живым существам. Исследователи сообщают, что в это время вымерло более десятка видов австралийской мегафауны. Жесткое солнце, от которого на открытой местности становилось плохо, очевидно, вынудило людей скрываться в пещерах - первые наскальные рисунки на континенте относятся как раз к этому периоду.

Вера Максимова, 19.02.2021 18:26