12 фев

Формирование суперконтинентов остановило горообразование

Китай

Геохимики из Китая обнаружили, что два миллиарда лет назад, в середине протерозоя, образование новых гор повсеместно неожиданно прекратилось. Все остановилось на миллиард лет. Исследователи объясняют это происходившим тогда формированием крупных континентов Нуна и Родиния. Статья специалистов появилась в журнале Science. Это событие притормозило эволюцию жизни на планете на долгое время.

Коллектив специалистов, возглавляемый доцентом Пекинского университета Таном Мином, составил карту изменения толщины земной коры на протяжение всей геологической истории планеты. Чтобы определить эту толщину, исследователи проанализировали более 14 тысяч кристаллов циркона. Это кристаллы тугоплавких пород из нижних слоев земной коры, по изотопному составу которых можно определить толщину литосферы в момент формирования этой породы. Выяснилось, что земная кора стала становиться тоньше около двух миллиардов лет назад и достигла минимальной толщины в последней трети протерозоя. В это же время происходило образование суперконтинента Нуна, а затем и Родинии и исследователи считают, что эти процессы взаимосвязаны.

Рост суперконтинентов изменил направление потоков мантийного тепла. Теперь самые горячие области оказались под новыми суперконтинентами, а в других регионах происходит охлаждение и движение тектонических плит практически прекращается. Соответственно прекратилось и горообразование. Что интересно, уменьшилось выветривание уже существовавших горных хребтов. Цепочка изменений потянулась дальше. В океан больше не поступали микроэлементы вроде фосфора и молибдена, которые выносила эрозия из пород. А это уже сильно не понравилось морским фотосинтезирующим микроорганизмам - бактериям и водорослям, которым эти микроэлементы необходимы. Вслед за ними загрустили и стали потихоньку вымирать и те, кто питался фотосинтетиками. Кислород из атмосферы планеты почти совсем исчез, а дальнейшее развитие жизни прекратилось. То, что уцелело, затаилось и замерло до начала кембрийской эры.

Вера Максимова, 12.02.2021 20:06