29 апр

Константы Вселенной отнюдь не постоянны

Австралия

Наше представление о мироздании основано на определенном наборе соотношений между фундаментальными взаимодействиями, которые ученые называют константами. Обозначая тем самым определенные строгие рамки, в которых действуют какие-то законы. И видимо подразумевается, что их исполнение обязательно. Но все не так просто, как казалось. Вселенную вообще трудно подогнать под какие-то обязательства. В последнее время все чаще возникают споры космологов о том, действительно ли одна из основных констант, которую называют постоянной тонкой структуры, так уж неизменна?

Она отвечает за взаимодействие электромагнитного излучения с материей и в настоящее время равна 137,035. Однако есть основания подозревать, что так было не всегда. Профессор Университета Нового Южного Уэльса Джон Уэбб и его сотрудники старались решить загадку, измеряя смещения в структуре спектра массивных черных дыр в центрах далеких галактик. И им удалось обнаружить намеки на то, что значение этой константы в ранней Вселенной было другим. Однако их результаты списали на погрешности измерений и приняты во внимание не были.

Теперь исследователи представили убедительные доказательства своей правоты. Они наблюдали спектр сверхмассивной черной дыры J1120+0641 в созвездии Льва, находящейся в центре далекой галактики. Из-за большого расстояния мы видим его таким, каким он был 12,9 миллиардов лет назад, когда молодой Вселенной было всего 800 тысяч лет. Специалисты измерили его при помощи спектрографа X-SHOOTER, смонтированного на оптическом телескопе VLT. И определили значение константы тонкой структуры в четырех разных точках пространства, через которые излучение от объекта идет на пути к Земле.

Это значение не только отличалось от современного, но и было совершенно разным в каждой из этих точек. Объяснить это пока никто не берется. Но одно ясно - каждый уголок Вселенной имеет свои особенности и понятие "константа" скорее всего носит чисто условный, региональный характер. Опубликовано в Science Advances.

Вера Максимова, 29.04.2020 19:27