19 сен

Ледниковая эпоха в Ордовике была вызвана космической катастрофой

Россия, США

Примерно 466 миллионов лет назад на Земле наступила ледниковая эпоха. Геологи различают ледниковый период и эпоху, считая последнюю составной частью периода. За один ледниковый период может чередоваться несколько ледниковых и межледниковых эпох. К примеру, мы сейчас живем в очередном ледниковом периоде, последняя ледниковая эпоха которого закончилась 12 тысяч лет назад. Вот и тогда, в ордовике, ледники покрывали большую часть поверхности планеты, расположившись не только на полюсах, но и в средних широтах. Мировой океан покрылся льдом вплоть до экватора. Результатом стала гибель 85% видов и 60% родов морских беспозвоночных. Это было одним из шести (по последним данным) массовых вымираний в истории Земли, которое закончилось всплеском возникновения новых видов морских животных.

Изучая образцы древних пород, взятых на юге Швеции и недалеко от Санкт-Петербурга, международная группа исследователей, в составе которой были специалисты из Геологического института Российской академии наук и Института геологии и нефтегазовых технологий, обнаружили удивительный факт. Причиной глобального оледенения стало разрушение огромного астероида, диаметром 150 километров, в пространстве между Марсом и Юпитером, так называемого родительского тела L-хондритов.

Солнечную систему тогда накрыло огромное облако из космической пыли и обломков, которые посыпались и на Землю. По словам профессора Филиппа Хека из Университета Чикаго, гигантский объем пыли и частиц продолжал падать на планету не меньше 2 миллионов лет. До сих пор каждый третий метеорит, упавший на Землю, является его обломком. Пылевая завеса скрыла Солнце и очередное похолодание, которое тогда происходило в климате Земли, еще больше усилилось.

Слой частиц астероидной пыли нашли в морских известняковых породах по берегам реки Линна, являющейся притоком Невы и в разрезе Киннекулле. Анализ показал их принадлежность к одному космическому телу. Подробнее об исследовании рассказывает статья в журнале Science Advances.

Вера Максимова, 19.09.2019 14:51