15 авг

Современные европейские свиньи вывели себя сами

Великобритания

Долгое время считалось, что свинью одомашнили в разных регионах независимо друг от друга и в разный период - в Средней Азии, Европе, на Ближнем Востоке и в Китае. По другой версии свиней одомашнили на Ближнем Востоке более 10 тысяч лет назад, а уже оттуда завезли позднее в Европу. Однако последние данные палеогенетиков заставили усомниться в справедливости такой трактовки событий. Исследователи из Университета Королевы Марии во главе с Лораном Францем (Laurent Frantz) решили изучить генетическую историю европейской домашней свиньи (Sus scrofa). Для этого они расшифровали геномы более 2 тысяч свиней и их диких сородичей из Европы и Ближнего Востока и 63 генома ископаемых представителей этого вида.

Удалось установить, что современные домашние животные содержат не более 4% генов древних азиатских свиней, да и то только те, которые живут в Италии, Испании, Венгрии и на островах Средиземноморья. У остальных европейских животных геном практически полностью совпадает с геномом местных диких представителей вида. При этом наблюдается интересная тенденция, достаточно наглядно демонстрирующая историю появления домашних свиней в Европе. Так свинья, которая жила в Германии 7100 лет назад, в геноме имела чуть больше половины азиатских генов. А та, что жила в Британии 4500 лет назад уже имела только 10% таких генов. Свинка родом с Фарерских островов, которая жила там при викингах, сохранила и вовсе 5% ближневосточных генов.

Исходя из данных анализа, палеогенетики видят историю следующим образом. Из района Ближнего Востока, где свинью одомашнили уже 10,5 тысяч лет назад, домашнее животное попало в Анатолию, а оттуда уже в Европу. В каждой местности домашние животные скрещивались с дикими, вероятно благодаря свободному содержанию, а может и благодаря отлову диких кабанов. Таким образом постепенно теряя гены предков-переселенцев. Специалисты определили, что уже через 3 тысячи лет домашние европейские хрюши почти полностью потеряли азиатские корни. Осталась только темная окраска или отдельные темные пятна, как напоминание о предках. При этом не было обнаружено целенаправленного отбора по каким-нибудь признакам. Выходит европейские свиньи создали себя сами. Исследование опубликовано в PNAS.

Вера Максимова, 15.08.2019 19:14