02 апр

Найдены другие жертвы катастрофы мелового периода

США

О падении астероида 66 миллионов лет назад в Мексиканский залив, следствием чего стало образование кратера Чиксулуб с диаметром 180 километров, специалистам известно давно. Его даже подозревают в уничтожении динозавров. Но в этом случае в результате удара должны были подняться гигантские волны цунами, которые уничтожили бы не только динозавров, но и других обитателей прибрежной суши, а так же растительность и морские организмы. А значит остались бы их окаменелости.

Долгое время палеонтологам не удавалось найти ничего. Но вот международной команде исследователей, возглавляемой Робертом ДеПальма (Robert DePalma) из Канзасского университета повезло больше других. В Северной Дакоте они неожиданно наткнулись на окаменелости, представлявшие собой ужасное месиво из различных животных и растений. Останки рыб здесь находились вперемешку с ветками хвойных и стволами деревьев, останками млекопитающих, насекомых, трицераптоса, мозазавров и морских обитателей - аммонитов и динофлагеллятов...

Судя по всему, все эти организмы были уничтожены и смыты гигантской волной, прокатившейся здесь через несколько минут после падения астероида. Что позволяет сделать вывод о причинно-следственной связи этих событий. Среди окаменелых останков обнаружено множество тектитов - мелких (1 - 5 мм) стеклянных шариков термического происхождения, обычно образующихся в результате падения космических тел.

Однако Северная Дакота находится достаточно далеко от Юкатана, куда прилетел космический странник. Но в то время эти территории были берегами общего внутреннего моря. В него впадала протекавшая по территории современной Северной Дакоты река, по берегам которой бродили трицерапторы и гадрозавры с утиными носами. Упавший астероид спровоцировал землетрясение, в море взметнулась гигантская волна и менее чем через 10 минут весь этот тихий и уютный мир был разрушен. Один из авторов работы, профессор Дэвид Бёрнем (David Burnham) считает, что этот день поставил точку в меловом периоде... Исследование опубликовано в Proceedings of the National Academy of Science.

Вера Максимова, 02.04.2019 20:58