05 окт

Живых микробов нашли в древней породе

Япония, ЮАР

Жизнь на нашей планете удивительна и полна загадок. Она обнаруживается там, где ее, казалось бы, не может быть. Микроорганизмы находят в стратосфере, на высоте более 30 километров, где холодно, сухо и жесткое космическое излучение. Не так давно астробиологи отыскали небольшую экосистему в скале пустыни Атакама. Это самое сухое место на Земле, и тем не менее, древняя жизнь найдена на глубине 4 метров. И это не рекорд - подземная биосфера распространяется на глубину до 3 километров.

Правда, такая глубинная жизнь не слишком бодра и радостна и обмен веществ у этих странных микроорганизмов крайне медленный, его скорости хватает только на выживание. Поэтому микробы и археи в разломах земной коры живут до десятков, а иногда и сотен миллионов лет. Геологи из Японии и Южной Африки поискали организмы в породах возрастом два миллиарда лет. Керны добыли из Бушвелдского комплекса, одного из крупных месторождений платины.

Образец керна длиной 30 сантиметров взяли с глубины немного больше 15 метров в конце весны 2024 года. Он состоял из магматической горной породы норита. Образец очистили, разбили стерильным молотком и сделали срезы, которые изучили с помощью инфракрасной спектроскопии, флюоресцентной и сканирующей электронной микроскопии. Результаты исследования представлены в статье в журнале Microbial Ecology.

Результаты превзошли самые смелые ожидания - жилы с глинистыми минералами были заселены местными микроорганизмами. То есть, порода, образовавшаяся 2 миллиарда лет назад в результате протерозойского извержения, замуровала в глинистых трещинах микроорганизмы. Их это, по-видимому, не смутило, и они продолжали там жить своей колонией. По словам автора исследования, профессора факультета наук о Земле и планетах в Токийском университете Йохи Судзуки, до этого исследования самым древним геологическим слоем, в котором были обнаружены живые микроорганизмы, были отложения возрастом 100 миллионов лет под дном океана. А потому значимость открытия трудно переоценить. Изучив геномы этих микробов, ученые смогут понять, как проходило развитие ранней жизни на Земле.

Вера Максимова, 05.10.2024 17:39