20 сен

Лавы вулканов имеют общий магматический бассейн в мантии

Канада, Швеция

Новые данные о мантии Земли получили исследователи из Университета Британской Колумбии и Шведского музея естественной истории. В ходе работы они обнаружили, что лава из вулканических горячих точек, таких как Гавайи, Самоа и Исландия, судя по всему, происходит из однородного источника в мантии Земли. Статья исследователей опубликована в журнале Nature Geoscience. До этого было принято считать, что в мантии планеты существуют несколько разных по возрасту и химическому составу магматических бассейнов и этим объясняются различия в составе изливающейся лавы. Однако ученые выяснили, что магма Земли практически однородна по химическому составу, а лавы приобретают свои уникальные химические особенности на пути к поверхности.

Мантия Земли - это кипящий слой расплавленного материала. Он занимает около 84 процентов объема планеты, находящегося между железным ядром и поверхностной корой. Магма из мантии, поднимающаяся к поверхности, проходит через кору и извергается на поверхность. С этого времени она становится лавой. Исследователи провели анализы следов элементов и изотопов лавы, изливающейся из вулканов в горячих точках океанов планеты. Как признается соавтор исследования Маттис Смит из Университета Британской Колумбии, полученные результаты стали неожиданностью.

В ходе работы специалистам удалось обнаружить, что породы, через которые пробирается магма к поверхности, влияют на ее состав. При этом изначально магма всех горячих точек была химически однородной. Кроме того, исследователями была обнаружена определенная связь между лавами океанических вулканов и континентальными базальтовыми лавами, в которых присутствуют алмазоносные кимберлиты. Оказалось, что и здесь, несмотря на имеющиеся значительные различия, эти лавы происходят из однородной по составу магмы.

Работа, выполненная Смитом и соавтором Коойманом из отдела наук о Земле Шведского музея естественной истории, позволила ученым пересмотреть теорию строения мантии Земли, отказавшись от гипотезы многочисленных резервуаров, которая худо-бедно позволяла объяснять факты, но никак не вписывалась в концепцию мантийной конвекции.

Вера Максимова, 20.09.2024 13:15