03 сен

В арктическом море есть оазис жизни

Россия

На юго-западе Восточно-Сибирского моря есть область, где температура воды аномально высока и высока ее соленость, что странно для данного района Арктики и которая возникла под влиянием донных гидротермальных источников. Исследователи обнаружили в этой зоне теплолюбивые организмы, необычные для северных морей, к примеру рака-отшельника Pagurus capillatus и криля Thysanoessa. Наблюдения позволили разобраться с этой загадкой.

Все началось еще в 1980-е годы, когда ученые обнаружили, что в одном из самых холодных морей планеты есть уникальное место (рефугиум), где живут теплолюбивые, нетипичные для северного моря виды животных и растений. Это место - Чаунская губа. По населяющим ее видам и физико-химическим характеристикам воды этот участок больше похож на участки Тихого океана где-то в районе средних Курил или даже еще южнее. Специалисты полагают, что такой оазис жизни возник во время последнего климатического оптимума, 9000 - 5000 лет до нашей эры, когда климат Северного полушария был куда мягче, чем сегодня. Однако непонятно, как теплолюбивые виды смогли сохраниться в Чаунской губе после похолодания.

Специалисты из Тихоокеанского океанологического института имени В.И. Ильичева ДВО РАН и Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН с коллегами исследовали территорию Чаунской губы с помощью разработанного ими буксируемого робототехнического комплекса Smart Fish. Этот прибор может измерять температуру, электрическую проводимость, давление, содержание кислорода и другие параметры в придонном слое водной толщи при большой скорости движения судна. Гидробиологи взяли пробы воды, чтобы изучить планктон - мелких рачков, личинок рыб и других крошечных животных, свободно носимых водой, а также пробы грунта для изучения обитателей дна.

Ученые просканировали при помощи Smart Fish всю акваторию губы и открыли в ее юго-западной части - у мыса Наглёйнгын и у устья реки Чаун - на глубине 10 - 15 метров зону с аномально высокой температурой от +2°C до +3,5°C по сравнению с +0,8°C - 1,3°C в других местах. Радиоизотопный анализ показал, что теплые воды, богатые органическими и минеральными веществами, которыми питаются морские микроорганизмы, имеют грунтовое происхождение и поступают в толщу воды со дна. Это подтверждают и данные по стабильным изотопам кислорода-18 и дейтерия. Кроме того удалось выяснить, что в возникновении оазиса участвует циклонический круговорот воды, который опускает теплые воды, богатые органическими веществами и микроэлементами, прямиком ко дну в места, где обитают теплолюбивые донные жители.

Вера Максимова, 03.09.2024 19:31