03 июл

Вымершие динозавры дали шанс винограду

США

Исследователи из Филдовского музея естественной истории совместно с коллегами обнаружили самые древние окаменелости виноградных косточек в Западном полушарии. Оказалось, что успешному распространению винограда по всему миру способствовала гибель динозавров. Всего ученые открыли девять видов доисторического винограда, чей возраст приходится на интервал от 60 до 19 миллионов лет. Статья исследователей опубликована в журнале Nature Plants. Долгое время старейшей считалась виноградная косточка из Индии, найденная в 2013 году. Ей как раз 66 миллионов лет, что совпадает с периодом удара метеорита по полуострову Чиксудуб в Чили, окончательно добившего ужасных ящеров.

Это побудило американских палеоботаников с еще большим рвением искать древние виноградные косточки на своем континенте. И они нашли! Первую ископаемую косточку винограда нашли во время экспедиции в Колумбийских Андах. Потом еще восемь древних видов описали по находкам из других мест Колумбии, Панамы и Перу. Специалисты считают, что совсем не случайно возраст самых ранних находок винограда в Индии и Южной Америке совпадает с периодом вымирания динозавров. По сути одно явилось следствием другого.

Все эти динозавры, которые до этого занимали место "царя горы", бродили где хотели, ломали ветки и деревья, прореживая леса, вытаптывая молодую поросль и кустарники. Лианам, в том числе винограду, не за что было цепляться, чтобы подняться над землей. Совсем другое дело, когда громадных ящеров не стало. Лес восстановился, стал густым. У него появился подлесок и полог, изменился состав растительности. У винограда появился отличный шанс занять свое место на этом празднике жизни, чем он и воспользовался.

Как поясняет автор исследования Фабиани Эррера, помощник куратора отдела палеоботаники Филдовского музея естественной истории, в летописи окаменелостей начиная с этого времени специалисты начинают встречать больше лазающих растений, которым необходима опора. Обновленные леса конца мелового периода, судя по всему, стали отличным местом для процветания древнего винограда, который мог теперь сколько угодно виться по деревьям. Распространением его семян, вероятно, занимались птицы и мелкие млекопитающие, которые тоже воспрянули и дали множество новых видов после исчезновения ведущих хищников.

Вера Максимова, 03.07.2024 17:10