20 июн

Фосфор для появления первых живых организмов был на Земле всегда

Россия

Одним из ключевых минералов, необходимых для появления жизни на древней Земле, является фосфор. Но на нашей планете до сих пор практически не находили минералы, в которых бы фосфор присутствовал в отрицательной степени окисления. А потому было принято считать, что фосфор приносили на нашу планету метеориты. Теперь открытие российских минералогов из Санкт-Петербурга и Удмуртского федерального исследовательского центра на острове Диско показало, что в древности на нашей планете такие минералы имелись. Изучая вулканические породы с самородным железом, специалисты обнаружили целый комплекс фосфорсодержащих минералов, причем некоторые из них содержали фосфор в отрицательной степени окисления.

По словам доцента кафедры минералогии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Олега Верещагина, первого автора статьи, опубликованной в научном журнале Geoscience Frontiers, именно такие минералы на ранней Земле могли быть источниками фосфора для первых живых организмов. В то время подобные компоненты могли накапливаться в огромных количествах.

В ходе изучения вулканитов острова Диско исследователи СПбГУ использовали новейшие инструменты и методики, которые ранее не применяли для таких объектов. И это принесло результаты. Исследователи смогли выявить ряд редких и необычных минералов, понять закономерности их формирования и выдвинуть предположения о возможных путях возникновения первых органических молекул. Кислород является одним из основных элементов земной коры, поэтому все железо в ней предстает в виде оксидов - гематит и магнетит. Наличие самородного железа говорит о практически полном отсутствии кислорода там, где эти минералы образовались. А такие среды на планете отсутствуют.

Однако ученые обращают внимание на тесную взаимосвязь геохимических циклов железа и фосфора. В этом случае не только фосфиды, но и железо могло быть источником пребиотического фосфора, который являлся одним из ключевых элементов, необходимых для возникновения и поддержания жизни.

Вера Максимова, 20.06.2024 19:00