10 июн

Круговорот воды возник очень рано

Австралия, ОАЭ

Исследователи из Университета Кертина в Австралии и Университета Халифы в ОАЭ нашли доказательства того, что пресная вода появилась на Земле около четырех миллиардов лет назад, что на пятьсот миллионов лет раньше, чем было принято считать. Статья с результатами работы опубликована в журнале Nature Geoscience. По словам старшего научного сотрудника Университета Кэртина Хьюго Олирук, открытие не только уточняет раннюю историю Земли, но и показывает, что все условия для формирования жизни, в числе которых круговорот воды между литосферой и гидросферой, могли появиться на нашей планете за очень короткое время, всего за какие-то 600 миллионов лет.

К такому выводу специалисты пришли после анализа образцов пород первичной коры Земли, которые сохранились еще на западе Австралии. Тогда эта часть южного континента, известная как регион Джек-Хиллс, была одним из крупнейших центров вулканизма на планете. Самым древним породам в этом регионе Австралии более четырех миллиардов лет и это самые древние породы литосферы на Земле.

Чтобы понять, как много воды могло содержаться в этих породах и откуда она могла попасть внутрь этих минералов, исследователи проанализировали химический и изотопный состав цирконов, возникающих в лаве после ее поднятия к поверхности Земли. Оказалось, что в некоторых цирконах из Джек-Хиллс содержится на удивление мало атомов изотопа кислорода-18. Это говорит о том, что данные кристаллы образовались в результате застывания минералов, которые сформировались в присутствии жидкой пресной воды. Она могла появиться в результате таяния льда метеоритов или комет, в которых количество изотопа кислорода-18 исчезающе мало.

Как отмечают ученые, все указывает на то, что 4 миллиарда лет назад на нашей планете уже существовали и водоемы, и крупные участки суши. Что объясняет многие особенности в истории ранней эволюции жизни, чье появление нуждалось в крупных источниках соединений молибдена и других микроэлементов, которые нужны для работы ферментов и их РНК-аналогов.

Вера Максимова, 10.06.2024 17:33