02 мая

Найдено место раскола между Африкой и Южной Америкой

Ангола

Исследователи в составе международной группы нашли точное место разлома между Африкой и Южной Америкой. Статья опубликована в журнале Geological Society Publications. Ученые уверены, что южное побережье Анголы сохраняет самую полную геологическую информацию из всех имеющихся на суше о расхождении двух континентов и образовании южной части Атлантического океана.

Скальные породы и окаменелости провинции Намиб западной Анголы охватывают период от 130 до 71 миллиона лет. Суперконтинент Гондвана начал трещать по швам примерно 140 миллионов лет назад. В земной коре появились разломы, породы трескались вдоль слабых мест. Тектонические плиты под Южной Америкой и Африкой разошлись, магма из земной мантии выступила на поверхность, образовав новую океаническую кору и раздвигая континенты все дальше и дальше друг от друга. В конце концов Южный Атлантический океан заполнил вновь образованную чашу между этими двумя молодыми континентами.

По словам одного из авторов исследования Майкла Дж. Полцина, доказательства такого хода событий ученые находили и ранее, проанализировав сейсмические данные или пробурив скважины и взяв керны со дна океана. Однако такого, чтобы можно было просто подойти к скальным породам или обнажениям и увидеть, как в книге, всю последовательность развития событий, собранную в одном месте - такое случилось впервые, - восторгается ученый.

В международную команду вошли палеонтологи, геологи и другие специалисты, работавшие над анализом проб скальных образований, которые они взяли в 8 различных местах на побережье, и окаменелостей внутри них. Полевые работы здесь начались еще в 2005 году. Тогда ученые определили типы отложений, что позволяло понять, каким было западное побережье Африки на разных этапах своей геологической истории. К примеру, поля лавы говорили об излияниях вулканов, а разломы показывали места раскола континентов. Отложения соли свидетельствовали о затоплении и испарении океана, а находящиеся выше океанические отложения и окаменелости морских рептилий - о захвате Атлантическим океаном новых территорий. Эксперты из разных областей смогли увидеть и описать следы событий, когда океана здесь вообще не было и когда он был совсем молодым, с богатой экосистемой, в которой огромные морские рептилии могли находить достаточно пищи для своего процветания.

Вера Максимова, 02.05.2024 16:43