05 янв

Фотосинтезу, как минимум, 1,8 миллиардов лет

Дания

Команда европейских палеонтологов, работавших под руководством профессора Льежского университета (Бельгия) Эммануэля Яво, изучала странные микроскопические окаменелости. Их нашли на севере Австралии на берегах реки Макартур. Это место, где залегают породы австралийской формации Макдермотт, сформировавшиеся на дне древнего моря около 1,78 миллиардов лет назад. В этих осадочных породах нашлись необычные включения цилиндрической формы, оказавшиеся при ближайшем рассмотрении тилакоидами - фотосинтезирующими структурами в клетках цианобактерий.

Как отмечают исследователи в своей статье, опубликованной в журнале Nature, пока это самые древние тилакоиды на Земле. Открытие делает возникновение фотосинтеза еще более ранним, чем принято было считать, и свидетельствует о появлении цианобактерий по меньшей мере 1,75 миллиардов лет назад. История с появлением первых таких микробов на Земле пока неопределенная.

По версии геологов и палеонтологов такие организмы появляются на планете 2,4 - 2,1 миллиард лет назад. И фактом, косвенно подтверждающим ее, является так называемая великая кислородная катастрофа, когда за короткое время содержание кислорода в атмосфере и первичном океане Земли внезапно повысилось на несколько порядков. Однако есть и сомнения - у палеонтологов нет окаменевших останков этих фотосинтезирующих бактерий, как бы странно это не звучало. А кислород... В принципе, он мог появиться вследствие абиогенных процессов в земных породах.

И вдруг такая невероятная удача! Профессор Яво и его коллеги тщательно изучили внутреннее устройство найденных микроокаменелостей с помощью трансмиссионного электронного микроскопа. Они разрезали несколько цилиндриков на тонкие слои и просканировали их. На основании снимков была создана 3D модель окаменелостей и внутри нее стали отчетливо видны пластинчатые структуры, напоминающие фотосинтезирующие мембраны цианобактерий. Похожие окаменелости раньше уже находили в морских отложениях в Европе, но с куда меньшим возрастом, около 500 - 550 миллионов лет.

Вера Максимова, 05.01.2024 16:28