29 дек

Обитатели пещер окрашивали свои украшения

Россия

Мезмайская пещера - один из известных археологических памятников Северного Кавказа. Люди здесь жили десятки тысяч лет - вначале неандертальцы (от 100-70 до 40 тысяч лет назад), а позже и кроманьонцы (39–23 тысяч лет назад). В пещере органические материалы сохранились на удивление хорошо, что позволяет изучать генетический материал, а также проводить анализ органики на орудиях и украшениях. Археологи из Санкт-Петербурга обнаружили такие украшения в ходе раскопок. Это были костяные изделия эпохи верхнего палеолита, возрастом 31–23 тысяч лет.

Ученым показалось, что на некоторых из них есть следы краски. Чтобы проверить свои догадки, они обратились за помощью к специалистам из Института нефтехимического синтеза имени А. В. Топчиева РАН (г. Москва) и передали им четыре украшения из костей, зубов и бивня мамонта. Это были пара подвесок и две бусины, на которых просматривались следы вещества черного и красного цвета. Химики подтвердили наличие красящих веществ на полученных образцах и определили их состав.

Методом спектрального анализа было установлено, что черная краска - это органический пигмент битум, а красная - минеральный краситель каолин или красный болюс. Кроме того, в древних красках нашли следы белкового вещества, которое, видимо, играло роль клеящей составляющей и делало краску более стойкой. И это было открытием. Получить такой состав можно только путем длительного кипячения кожи или костей животных. Это пока самый ранний пример использования древними людьми кипячения.

Как пояснила руководитель проекта Любовь Голованова, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник АНО "Лаборатория доистории", исследование впервые открыло, что люди, жившие 31 тысячу лет назад, окрашивали свои украшения сложными красками из органических и минеральных компонентов. При этом использовался искусственно приготовленный желатиновый клей. Результаты работы опубликованы в издании Journal of Archaeological Science. Специалисты полагают, что изучение украшений позволяет проследить развитие символического мышления и социального самосознания.

Вера Максимова, 29.12.2023 16:05