Категории в каталоге условные и созданы для общего ориентира, расширения кругозора или изучения определенной группы объектов (например праздники). Если Вы ищите что-то конкретное, то лучше воспользоваться поиском по происхождениям.


Топ происхождений

18 ноя

В пещерных рисунках выявлено влияние парейдолии

Испания, Англия

Группа исследователей, возглавляемая доктором Иззи Вишером из Даремского университета, пришла к выводу, что наскальные рисунки ледникового периода 40-тысячелетней давности могли создаваться под влиянием визуального психологического феномена - парейдолии. Люди, испытывающие его, видят образы в случайных объектах. Например, лошадок в облаках или лицо в тенях на стене. Судя по всему, такая способность могла развиться в условиях постоянной опасности, которая повсюду подстерегала наших предков в дикой природе и необходимости уметь за доли секунды различить леопарда, скрывающегося в листве или крокодила, затаившегося в тихой речной заводи.

Эволюция крепко вбила в наш мозг это умение. Даже сегодня мы можем дорисовывать случайные пятна или полосы в фигуры, хотя леопарды и крокодилы так же далеки от нас, как и наши первобытные предки. А в то время, да еще в условиях пещеры, при слабом свете и рельефной поверхности стен, парейдолия определенно могла подсказывать первобытным художникам их сюжеты.

Если предположение верно, то большая часть пещерных рисунков будет изображением животных, при этом они будут использовать особенности стен, а так же иметь простые формы, так как парейдолическим изображениям присущи простота и отсутствие деталей. Исследование показало, что 71% изображений в пещерах Лас-Монедас, и 55% в пещерах Ла-Пасиега используют естественные особенности стен пещер. К примеру, выпуклый край стены превращался в изображение спины лошади, а трещины становились рогами бизона.

При этом исследователи отмечают, что в 80% рисунков в Лас-Монедасе и 83% в Ла-Пазьеге отсутствуют мелкие детали, вроде глаз и шерсти. Таким образом, налицо наличие эффекта парейдолии. Однако в рисунках видна не только она, а еще и личный опыт, и определенный творческий порыв, когда в неровных стенах пещер художник искал и находил отклик собственным эмоциям от увиденного и пережитого. А вот освещенность пещеры, как показало компьютерное моделирование, особенного влияния на творчество не оказывало, хотя подчеркивало рельеф стен, помогая увидеть будущий образ.

Вера Максимова, 18.11.2023 16:33


Нет комментариев


Оставить комментарий

регистрация | авторизация