13 мая

Один день из жизни гейдельбергских людей

Германия

В журнале Quaternary Science Reviews появилась статья международной исследовательской группы, работавшей под руководством ученых из Тюбингенского университета и Зенкенбергского центра эволюции человека и палеоокружающей среды, которые изучали недавно обнаруженные самые ранние следы, оставленные человеком, на территории Германии. Их нашли в Нижней Саксонии, в палеолитическом комплексе Шонинген, возраст которого около 300 тысяч лет. Открытие оказалось чрезвычайно интересным, так как следы представляют своеобразную картину экосистемы той эпохи.

Предположительные следы Homo heidelbergensis находятся рядом со следами нескольких животных, так что перед исследователями предстал один день из жизни древних родственников. В то время здесь рос березово-сосновый лесок. Он не был густым, так что свежий ветерок тихо покачивал траву, росшую между деревьями и слегка морщил водную гладь озера, раскинувшегося посреди леса. Длина его составляла несколько километров при ширине в сотню метров. К его илистым берегам тянулись стада слонов, носорогов, парнокопытных, которые шли сюда попить и искупаться.

Тут же, на влажном берегу, остановились несколько гейдельбергских людей. Их следы и остались на топком берегу, окаменев со временем. Ведущий автор исследования доктор Флавио Альтамура из Тюбингенского университета рассказал, что исследователи провели анализ следов, найденных на двух участках в Шонингене. Объединив результаты с данными седиментологического, археологического, палеонтологического и палеоботанического анализа, ученые получили представление об окружающей среде, людях и животных, живших здесь 300 тысяч лет назад.

Два из трех следов в Шонингене принадлежали подросткам. Это были молодые люди, которые вышли не на охоту, а скорее собрать все вкусные дары, которые могло предложить им озеро и лес вокруг него: орехи, плоды, растения, грибы, моллюсков и рыбу. Как и все наши предки, гейдельбергские люди выбирали для стоянок берега рек и озер, где была рядом вода, а природа всегда подбрасывала что-нибудь съедобное. Следы слонов на берегу поодаль принадлежали вымершему виду Palaeoloxodon antiquus - слону с прямыми бивнями, самому крупному животному того времени, чьи самцы в расцвете сил достигали массы 13 тонн. По словам доктора Джорди Серанджели, руководителя раскопок в Шонингене, обнаружен также один след носорога — Stephanorhinus kirchbergensis или Stephanorhinus hemitoechus - и это первый найденный такой след в Европе.

Вера Максимова, 13.05.2023 15:01