08 дек

Кошки приручили человека в Плодородном полумесяце

США

Многих современных домашних животных, лошадей и домашний скот, одомашнивали много раз в разных местах, там, где были подходящие их дикие предки и была необходимость в их приручении. За исключением кошек. Международная группа генетиков, возглавляемая профессором Лесли Лайонс из Миссурийского университета, представила результаты исследования, которое показало, что прародина современных домашних кошек - Ближний Восток. Именно там они примерно двенадцать тысяч лет назад сочли возможным навещать жилища людей и оставаться в них столько, сколько сочтут нужным - назвать такое поведение одомашниванием можно только с некоторой натяжкой.

Кот - он приходит и уходит, когда ему вздумается, гуляет сам по себе - точнее Киплинга еще никто не описал кошачью сущность. А пришел он к людям в Плодородном полумесяце потому, что там тогда зарождалось земледелие. Человек перестал бродить по бескрайним просторам планеты, а стал строить жилища и, что немаловажно, амбары и кладовые. Заполненные зерном, они стали раем для грызунов и богатыми охотничьими угодьями для кошек.

Исследователи проанализировали ДНК около тысячи кошек из разных стран и около двухсот генетических маркеров. По словам профессора, одним из основных таких маркеров были микросателлиты. Они отличаются быстрой мутацией и позволяют проследить развитие популяций и пород за несколько сотен лет. Еще одним маркером были однонуклеотидные полиморфизмы, которые являются единичными изменениями генома и с их помощью можно заглянуть в древнюю историю хвостатого племени на тысячи лет назад. Все вместе дает возможность восстановить эволюционные пути кошек.

Выяснилось, что первым помощником древних фермеров была африканская дикая кошка вида Felis silvestris lybica. Она обитала в Египте, а затем появилась и на всей территории Леванта. В дальнейшем она следовала вместе с человеком по странам и континентам, потихоньку меняясь. На новом месте домашние питомцы налаживали родственные отношения с местными дикими котами и в результате сейчас генетический состав популяций в Европе и Азии сильно различается. Несмотря на это, все они дети африканской дикой кошки Felis silvestris lybica. Исследование опубликовано в журнале Heredity.

Вера Максимова, 08.12.2022 17:10