22 ноя

Поднятие уровня Мирового океана усилит эрозию горных пород

Австралия

Австралийские исследователи вместе с европейскими коллегами изучили вопрос состояния береговых линий Великобритании и их возможные трансформации в случае повышения уровня Мирового океана. Их статья опубликована в журнале Nature Communications. Исследователи изучили породы в районах прибрежных скал и пляжей в двух регионах Великобритании - возле городов Бидефорд и Скалби. В прибрежных районах были взяты образцы горных пород и проведен анализ содержания в них различных изотопов. Результаты оказались интересными.

Специалисты измерили количество нестабильных атомов бериллия-10 и алюминия-26 в образцах. Из-за большой скорости распада элементов, эти атомы обнаруживаются в породах только тогда, когда они подвергаются продолжительному воздействию космических лучей. Это дает возможность рассчитать возраст пород и скорость их разрушение под действием морской воды. Таким образом геологи оценили скорость эрозии в районе Бидефорда и Скалби в настоящее время и примерно представили, как она менялась за последние 9 тысяч лет. Полученные данные сопоставили с изменением уровня моря в рассматриваемый период.

В конечном итоге оказалось, что с повышением уровня Мирового океана эрозия береговой линии в прибрежных зонах значительно ускоряется. Были оцифрованы положения скалистых обрывов по картам Картографической службы Великобритании и по данным свежих аэрофотоснимков. Исследователи создали компьютерную модель, которая прогнозировала дальнейшее изменения очертания береговой линии с учетом обнаруженного накопления радионуклидов. Модель показала, что разрушение берега идет за счет волнового выветривания и его скорость хорошо коррелирует со скоростью подъема уровня моря. Не с высотой подъема, а со скоростью подъема воды.

Модель показывает, что скорость отступления берега составляет в среднем 30 сантиметров в год и это движение уже заметно. При таком развитии событий до конца столетия скорость отступления береговой линии возрастет в Бидефорде в 5-13 раз, а в Скалби — в 2-6 раз. Это значит, что прибрежные скалы Бидефорда отступят на 10 - 14 метров, а Скалби - на 13-22 метров.

Вера Максимова, 22.11.2022 12:40