23 авг

В Индонезии нашли ДНК-следы неизвестного вида людей

Австралия, США

Острова Уоллеса были важным пунктом на пути миграции древних людей. Как полагают специалисты, первые люди, появившиеся в Австралии, не могли обойти эти места стороной. А потому местные находки археологов могут пролить свет на эволюцию человека в Азии, о которой в настоящий момент известно не слишком много. Семь лет назад при раскопках в пещере на острове Сулавеси обнаружили останки девушки лет восемнадцати. Как отмечают исследователи, они были в неплохой сохранности - и сам скелет, и череп, из которого удалось добыть образец ДНК. Что достаточно необычно, ведь климат здесь влажный и жаркий, органика сохраняется плохо и подобные подарки для археологов являются большой редкостью.

Анализ полученной генетической информации позволил уточнить историю передвижения древних людей из Азии в Австралию. Как пояснил один из авторов исследования, профессор археологии в Университете Гриффита Адам Брамм, собственно говоря, в руках исследователей оказалась первая человеческая ДНК с островов между Азией и Австралией. Это были новые данные о генетическом разнообразии ранних сапиенсов в данном регионе. Специалисты были уверены, что люди добирались до Океании через острова Уоллеса, но сведений о маршруте их продвижения не было. До этого момента.

Девушка, останки которой оказались в руках специалистов, была из племени охотников-собирателей, которые жили на острове 7 тысяч лет назад. Генетические данные показывали, что эти люди были родственниками тоалеанцев - древней народности, имевшей свою культуру и живших на острове Сулавеси с VIII века до нашей эры до V века нашей - и только здесь. Здесь имеются сделанные ими наскальные рисунки. С другой стороны, было известно об их генетическом родстве с аборигенами Австралии и Папуа-Новой Гвинеи. Вывод очевиден.

Но в ДНК девушки нашлись и общие гены с какой-то неизвестной группой людей. Эта азиатская группа не имела ничего общего с аборигенами Океании. И если соплеменники девушки прямо участвовали в колонизации этих регионов, то неизвестные люди пришли сюда позже, когда она уже состоялась и жили здесь вместе с другими мигрантами. Что интересно, ни у кого из современных людей нет генетических связей с загадочными "пришельцами".

Еще в геноме охотницы-собирательницы нашлись генетические следы денисовцев. Что указывает на гораздо большую мобильность этого вида, распространенного на обширной территории вплоть до островов Уоллеса, где они, очевидно, имели родственные отношения с толеанцами и прочими предками аборигенов Океании. Исследование опубликовано в Nature.

Вера Максимова, 23.08.2022 16:33