05 сен

Горы и возвышенности ускоряют эволюцию животных, но не птиц

Великобритания

Как ни странно, но в последние три миллиона лет скорость образования новых видов была выше там, где вследствие геологических процессов происходил подъем почвы. Причем зависимость была прямая - чем выше над уровнем моря становилась местность, тем активнее шли там процессы видообразования. Факторы, влияющие на эволюцию жизни, давно интересуют специалистов. Однако пока еще никому в голову не приходило, что это могут быть изменения топографии. Все понимали, что изменяющиеся внешние условия обычно связаны с колебаниями температуры. Но причем здесь появление возвышенностей и гор? Оказалось очень даже при чем.

Поднятие местности создает новые условия среды обитания и новые экологические ниши. Растения в горах поражают большим количеством эндемиков. К примеру, в растущих Андах стремительно растет количество эндемичных здесь люпинов. Сопоставить данные об изменении ландшафта Земли за прошедшие три миллиона лет с изменениями климатических условий решили исследователи из Кембриджского университета.

Потом специалисты сравнили видовое разнообразие млекопитающих и птиц, обитающих на разных высотах. Тут и выяснилось, что на большей высоте новых видов куда больше, чем в изменившемся климате на постоянной высоте. И такая зависимость ярко выражена для млекопитающих, но не для птиц. Статья специалистов появилась в журнале Nature Ecology and Evolution. По мнению ученых, птицы легко перелетают на другое место через топографические преграды при создании семьи, в отличие от животных и растений. Вот на птиц как раз в большей степени действуют климатические перемены, которые могут отрицательно сказаться на репродуктивном итоге.

Появление возвышенностей и гор сопровождается изменением микроклимата. Таким образом оказывая дополнительное побуждение к усиленному образованию новых видов. Теплый климат внизу приводит к увеличению скорости мутаций из-за кислородных радикалов и более быстрого обмена веществ, который увеличивает синтез ДНК. Как отмечает ведущий автор работы доктор Хавьер Иджеа с факультета наук о растениях Кембриджского университета, скорость эволюции видов в разных уголках планеты напрямую связана с топографической историей местности.

Вера Максимова, 05.09.2021 14:45