Категории в каталоге условные и созданы для общего ориентира, расширения кругозора или изучения определенной группы объектов (например праздники). Если Вы ищите что-то конкретное, то лучше воспользоваться поиском по происхождениям.


Топ происхождений

02 авг

Раскрыт секрет мертвой воды

Франция

Термин "мертвая вода" широко известен среди моряков разных стран с давних времен. Так называют непонятно чем вызванное торможение и тряску идущих до того полным ходом исправных кораблей. Когда судно входит в мертвые воды, дальнейшее движение блокируется. Корабль либо сильно замедлит ход, либо вообще остановится. Не станет спасением и попутный ветер, только слегка ускорит движение корабля. На явление впервые обратил внимание Фритьоф Нансен в 1883 году, направляясь на север Сибири. Неожиданно для себя мореплаватель оказался в зоне, где скорость корабля упала до такой степени, что он потерял управление. Прошло некоторое время, прежде чем ход судна восстановился. Нансен тогда так и не понял, что это было.

Вагн Вальфрид Экман, шведский физик и океанограф смоделировал это явление в 1904 году в своей лаборатории. Он экспериментировал с водой различной солености, воссоздавая условия тех вод Северного Ледовитого океана, где корабль Нансена потерял управление. Исследователь установил, что на границе, где сходятся два слоя вод разной солености, образуются механические волны. Корабль, попадая на такую границу, вынужден преодолевать дополнительное сопротивление, появившееся неожиданно и ниоткуда.

Стало ясно, что феномен мертвой воды вызывается слоями с разной соленостью или температурой. При этом как действует механизм задержания судна мертвой водой было не понятно. Теперь физики, специалисты по механике жидкости и математики из Института естественных наук CNRS и Лаборатории математики и прикладных наук Университета Пуатье смогли описать это таинственное явление. Пресс-релиз их работы появился на сайте CNRS.

Моделирование показало, что эффект мертвой воды проявляется тогда, когда на границе слоев с разными характеристиками образуется что-то вроде ленты конвейера. Попавший на нее корабль резко теряет скорость и колеблется вперед-назад, что воспринимается, как замедление. В связи с объяснением явления, исследователи вспомнили о загадке битвы при Акциуме (31 г. до н.э.), когда мощные корабли Клеопатры не смогли противостоять более слабому флоту Октавиана. Если в бухте Актия, где сошлись корабли, были мертвые воды, тихоходные и маленькие суденышки получали преимущество, так как сила трения пропорциональна силе движения.

Вера Максимова, 02.08.2021 19:18


Нет комментариев


Оставить комментарий

регистрация | авторизация