01 июл

Смена магнитных полюсов сказалась на мегафауне Австралии

Австралия, Новая Зеландия

Примерно сорок две тысячи лет назад в истории Земли произошло значительное событие - ее магнитные полюса поменялись местами. Периодически так случается. Возможно, скоро повторится. Специалисты пытаются подробнее разобраться в возможных последствиях подобного рода происшествий. В последней работе исследователям удалось получить данные, указывающие на значительные изменения, произошедшие в атмосфере планеты во время магнитной пересменки, которые стали причиной целой цепи событий, вроде как исчезновения мегафауны Австралии, а возможно, и вымирания неандертальцев.

То, что тогда магнитные полюса поменялись местами, специалистам было известно. Явление назвали событием Адамса, в честь писателя Дугласа Адамса, автора романа "Автостопом по галактике", в котором сюжет закручивается вокруг цифры сорок два. В новой работе исследователи провели анализ образцов деревьев каури из Новой Зеландии, определив содержание в них изотопов углерода. Они хотели получить информацию о том, как событие Адамса сказалось на биосфере планеты.

Оказалось, что именно в это время отмечалось резкое повышение содержания изотопа углерода-13. Удалось разложить происходившие изменения атмосферы по временной шкале. Их сопоставили с данными анализа образцов, взятых в разных районах Тихого океана и все это учли при создании модели глобального климата. Выяснилось, что после смены полюсов отмечалось увеличение полярных щитов и ледников в Северной Америке и изменение направления ветров. Исследователи посмотрели на другие события, происходившие в это же время и открылось много интересного.

К примеру, мегафауна материковой Австралии и Тасмании начинает вымирать как раз сорок две тысячи лет назад. Что удивительно, в этом никак не удается привычно обвинить человека - древние появились на континенте намного раньше. А вот событие Адамса вполне может быть такой причиной. В своей статье, опубликованной в издании Science, исследователи предполагают, что этим дело могло не ограничиться. Может случиться так, что и исчезновение неандертальцев было связано именно с этим. Как и внезапное появление так называемой фигуративной живописи в пещерах разных регионов мира.

Вера Максимова, 01.07.2021 20:35