08 июн

Умел ли считать неандерталец

Франция

Во второй половине прошлого века археологи обнаружили в местечке Прадель (Les Pradelles) в западной Франции кость. И она тихо-мирно хранилась в коллекции специалистов. Но теперь вдруг попала под пристальное внимание ученых. С виду - ничего необычного, кость гиены. Но на ней были выцарапаны неандертальцем 60 тысяч лет назад девять царапин различной длины. Их привычно почситали примером зарождающегося искусства, однако присмотревшись повнимательнее, вдруг усомнились.

В частности, фрапнцузский эксперт Франческо Д'Эррико (Francesco d’Errico) полагает, что насечки имеют числовое значение, Древний человек пытался что-то сосчитать и запомнить, и эти царапульки ему в этом помогали. Мнение ученого стало началом острой дискуссии. Владел ли еще кто-нибудь, помимо современного человека, счетом? Однозначного мнения пока нет. Для начала неплохо было бы договориться, что можно считать числами. Три года назад предложили такое определение: "дискретные (чётко отграниченные) сущности с точными значениями, которые представлены символами в виде слов и знаков". Авторы работы решили опираться на него.

Тема возникновения счета стала подниматься в середине прошлого века, когда были получены доказательства умения считать у некоторых животных - как минимум до четырех. Оказалось, что цыпляла вообще неплохо осознают множества. Некоторые из животных умеют сравнивать по принципу "больше-меньше", но в ограниченных пределах. Так они поймут, что 12 больше 10, но 20 и 22 для них останутся неразличимы.

У человека, понятное дело, со счетом все обстоит сложнее. Это умение определяется культурной эволюцией, а не биологически. Хотя какие-то зачатки заложены изначально. К примеру, установлено, что чем больше личных предметов в собственности у человека, тем более многообразные системы счета развиты у сообщества. Но все они в основе имеют пятеричную, десятиричную или двадцатиричную систему счисления. Что говорит о начальном счете на пальцах.

Пока точно не известно, когда гоминимы стали наносить числовые зарубки на камне или кости, но это явно случилось куда раньшеб, чем можно было себе представить. И возможно окажется, что ребро гиены и вправду служило "шпаргалкой" подсчитывавшего что-то неандертальца. Статья исследователей опубликована в Nature.

Вера Максимова, 08.06.2021 15:03