25 мрт

Внутри Земли есть куски других планет

США

Сейсмологи достаточно давно заметили, что под Западной Африкой и Тихим океаном есть странные образования, отличающиеся прохождением сейсмического сигнала. Это образование охватывало ядро планеты, как гигантские наушники, напоминая их формой. Высота вкрапления составляла тысячу километров, ширина была куда больше. Сейсмические волны с трудом проходили через него, значительно теряя скорость. Это показывало большую плотность вещества в данной области и его химическое отличие от пород мантии.

Специалисты утверждают, что Луна образовалась при столкновении Земли с неким планетоподобным телом, которое называют Тейей. Произошло это примерно 4,5 миллиарда лет назад. Так может это ее обломки, размером с континент, погрузились внутрь Земли, утонув в мантии? Было сделано и несколько других предположений относительно происхождения обнаруженных "наушников". Возможно, это особо плотные породы, кристаллизовавшиеся из древнего океана магмы на ранней Земле. Или эти участки могут быть представлены сверхплотными древними породами, выдержавшими космический удар.

Но исследователи из Университета штата Аризона подозревали, что в данном случае мы имеем дело с внеземным веществом. Они установили, что образование появилось примерно в то же время, что и Луна. Оно создает магматические шлейфы вулканов Исландии и Самоа. Изучив магму, исследователи нашли следы изотопов элементов, которые образовывались в первые сто миллионов лет жизни планеты.

Специалистами были созданы несколько компьютерных моделей, представляющих соударение молодой Земли с Тейей. Оказалось, что если у последней мантия была на 1,5 - 3,5% плотнее нашей, то после удара ее куски уцелели бы и со временем оказались бы возле ядра Земли. Что и демонстрируют нам сейсмические волны. Причем, исследователи уверены, что внутри Земли скрыты и обломки других протопланет, в разное время сталкивавшихся с нашей планетой. Сейсмологи все чаще обнаруживают сгустки плотного вещества в глубинах мантии. Статья исследователей представлена в издании Science.

Вера Максимова, 25.03.2021 15:47