10 дек

Ослов приручили в Северной Африке

Китай

Анализ геномов более сотни домашних ослов и семи диких показал, что местом, где появились первые домашние ослики была Северная Африка. И случилось это шесть тысяч лет назад. Статья исследователей появилась в журнале Nature Communications. Как отмечают генетики, возглавляемые профессором Зоологического института Китайской академии наук Дундуном У, изучение митохондриальной ДНК животных подтвердило существование у них двух отдельных групп, но этих групп был общий предок, который жил в Северной Африке около шести тысяч лет назад.

Ранее считалось, что ослов приручили и стали потихоньку одомашнивать в Северо-Восточной Африке. Их предками называли диких африканских ослов Equus africanus, живших в ту пору на территории современного Сомали. И уже оттуда эти животные попали в Древний Египет, в рисунках и фресках которого хорошо видны изменения, происходившие в экстерьере животных в результате дальнейшего одомашнивания уже египтянами. Однако недавно были найдены кости древнейших домашних ослов на территории Центральной Африки и Аравийском полуострове. Возникли сомнения относительно того, так где же впервые они были приручены.

Китайские исследователи решили эту проблему. Кроме геномов ослов, диких и домашних, они проанализировали ДНК иранских онагров (Equus hemionus onager) и тибетских киангов (Equus kiang). Это позволило построить ослиное эволюционное древо и определить, где они возникли. Выяснилось, что домашние ослы представляют три группы по местам проживания: в тропической Африке, Северной Африке и Евразии и Австралии. Все они генетически являются потомками северо-африканских диких ослов. И сейчас в этом регионе обитают сомалийские и нубийские ослы (Equus africanus africanus).

Бонусом удалось выяснить, почему дикие ослы имеют светло-серый окрас, а их домашние сородичи - коричневый или черный. Такое различие связано с мутацией гена TBX3, имеющейся у всех домашних особей. Причина ее возникновения не ясна, но это определенно указывает на тщательный отбор, проводившийся их хозяевами. Которые, несмотря на скромные размеры животных по сравнению с лошадями, ценили их рабочие качества и возможности.

Вера Максимова, 10.12.2020 18:41