20 сен

Место для динозавров расчистило массовое вымирание

Китай

О том, что на Земле время от времени случаются массовые вымирания живых организмов, известно давно. Каждое из них становится еще одной ступенью в эволюции жизни. Особо крупных таких событий ученые насчитывали пять: ордовикско-силурийское (450 - 443 миллиона лет назад), девонское (372 миллиона лет назад), великое пермское (253 - 251 миллион лет назад), триасовое (208 - 200 миллионов лет) и мел-палеогеновое (65 миллионов лет назад). Ну и между ними вклинивались десятки мелких.

А тут вдруг выяснилось, что было и шестое, в результате которого только морских организмов погибло 33% и которое дало дорогу господству динозавров. Якопо Даль Корео из Китайского университета наук о Земле в Ухане считает, что это вымирание послужило началом образования современных экосистем. Событие назвали "карнийским многолетним эпизодом". До этого исследователи из Аргентины установили, что 230 миллионов лет назад произошло резкое изменение климатических условий. Стало жарко и влажно. И это понравилось не всем. А вот динозаврам пришлось по душе. И хотя они уже жили на планете 20 миллионов лет, но тут они обрели второе дыхание и не упустили свой шанс занять все новые высвобождающиеся экологические ниши.

Причиной столь резких перемен скорее всего являются бурные массовые извержения вулканов на западе Канады, в провинции Врангеля. Это так называемое карнийское плювиальное событие. Геохимики, изучавшие вулканические породы на протяжение многих лет, определили, что деятельность вулканов сильно отразилась на земной атмосфере. В воздухе оказалось слишком много углекислого газа, температура поползла вверх, полились дожди. Процесс продолжался в течение миллиона лет и многие виды растений и животных его не пережили.

Но освободившиеся ниши заняли появившиеся новые виды, многие из которых живут и сейчас: ящерицы, черепахи, крокодилы, коралловые рифы, хвойные леса, современные виды планктона и первые млекопитающие. Статья исследователей опубликована в журнале Science Advances.

Вера Максимова, 20.09.2020 19:02