08 апр

Дополнительные имерения пока не нащупываются

США

Согласно закону всемирного тяготения, обнаруженного Ньютоном, сила притяжения между телами прямо пропорциональна их массам и обратно пропорциональна квадратам расстояния между ними. Такая численная закономерность обусловлена свойствами трехмерного пространства. Но в последнее время в связи с попытками разработать Теорию всего, все чаще в головах космологов возникают разные экзотические гипотезы об устройстве этого самого всего. Среди прочих имеется так называемая теория струн, интересным компонентом которой является наличие дополнительных измерений, свернутых в такие клубочки и проявляющих себя только в особых случаях.

Мы никак не ощущаем возможное присутствие этих измерений, а потому физики взялись их искать научными методами. Исходили они из того, что если измерения есть, то сила притяжения будет на них искажаться, нарушая известную зависимость. Но чтобы "поймать" этот эффект, нужно погрузиться в микромир с его микрорасстояниями. А это возможно только в лабораторных условиях, при помощи специально созданного оборудования.

Этим и занялась группа профессора Эрика Эдельбергера (Eric Adelberger) из Вашингтонского университета, известного эксперта в области исследования гравитации. Статья с результатами работы специалистов опубликована в издании Physical Review Letters.

Измерение силы притяжения исследователи проводили при помощи разработанного устройства. Оно состояло из двух дисков, детектора и аттрактора, вращающихся в одной плоскости. Из-за нанесенных на них бороздок, расстояние между ними незначительно менялось, что должно было сказаться на силе гравитации, влияющей на вращение детектора.

Экспериментаторам удалось точно измерить силу притяжения на расстоянии менее пятидесяти микрометров. И - увы! Никаких клубочков дополнительных измерений там не оказалось... Все четко и точно выполнялось в полном соответствии с законом, обнаруженным господином Ньютоном. Как и для космических тел. Однако исследователей это не остановит. Они пойдут дальше и дальше, углубляясь в микромир микрорасстояний и повышая точность своей аппаратуры.

Вера Максимова, 08.04.2020 12:35