Категории в каталоге условные и созданы для общего ориентира, расширения кругозора или изучения определенной группы объектов (например праздники). Если Вы ищите что-то конкретное, то лучше воспользоваться поиском по происхождениям.


Топ происхождений

22 фев

Сеть трещин защищает картины

Польша, Франция, США

Кракелюр - это небольшие трещинки, которые появляются на картине, написанной на деревянной панели. Они не являются свидетельством плохого состояния картины, а наоборот, предохраняют картину от условий окружающей среды. Это установили специалисты из Польской академии наук, Страстбургского университета и Йельского университета.

Обычно картины пишут на холсте. Но не всегда. В Западной Европе холст появляется в XIV веке, когда его стали использовать художники Флоренции и Венеции. Их пример подхватили мастера северных стран, в частности фламандцы. А до этого времени картины писали на деревянных панелях - из дуба, березы, тополя... К таким картинам относятся "Мона Лиза" Леонардо да Винчи, произведения Джованни Беллини, Сандро Ботичелли и других великих мастеров.

В издании Heritage Science опубликована статья, в которой специалисты сообщают результаты экспертизы триптиха "Страшный суд" Ганса Мемлинга, который художник написал в 1461 - 1473 годах. Специалисты изучили трещины первого, грунтового слоя, "гессо", служащего основой для картины и состоящего из смеси клея и белого пигмента. Это покрытие расширяется вместе с древесиной при повышении влажности и сжимается при ее уменьшении, вызывая образование на картине сети мелких трещин - как раз тот самый кракелюр.

В музеях, где выставляются картины мастеров эпохи Возрождения, написанные на дереве, обычно строго следят за климатом - влажность должна быть в пределах 45% - 55% и температура 21 - 22 градуса Цельсия. Лукаш Браташ, химик из Института катализа и химии поверхностей (Польша) отмечает, что эти климатические рамки определяли опытным путем. В какой-то момент специалисты вдруг заметили, что трещины образуются все реже, так как уже имеющаяся сеть их снижает механическое напряжение в слоях краски картины.

Так происходит, когда расстояние между трещинками становится таким, что новые трещинки уже не образуются. И такой процесс наблюдается только при наличии кракелюра. При реставрации специалисты советуют мастерам крайне осторожно подходить к заглаживанию трещин, так как в этом случае в дальнейшем можно получить отслоение краски. И наоборот, сеть трещин предохраняет картину, даже если она хранится в не совсем идеальных условиях.

Вера Максимова, 22.02.2020 15:12


Нет комментариев


Оставить комментарий

регистрация | авторизация