18 фев

Подозрительную черную дыру нашли в Галактике

Япония

Японские астрономы заметили странное движение газовых облаков в центре Млечного Пути. Подобное вращение может быть вызвано черной дырой промежуточного класса - редкого объекта, в существовании которых специалисты так до конца пока и не уверены. Статью с материалами наблюдений передали для публикации в издание The Astrophysical Journal. По расчетам исследователей, вращение газовых облаков происходит вокруг объекта, масса которого в десять тысяч раз больше массы Солнца. Однако увидеть его им не удается.

Специалистам известно множество небольших черных дыр, массы которых меньше сотни масс Солнца. Самая большая из них в 62 солнечные массы образовалась в результате слияния небольших черных дыр, заодно породив первые зафиксированные физиками гравитационные волны. Что вошло в историю науки, как событие GW150914. Астрономы неплохо знакомы и со сверхмассивными черными дырами, которые обычно живут в центрах галактик. Их массы больше массы Солнца в 100 тысяч раз. А вот в интервале от тысячи до ста тысяч солнечных масс ни одной черной дыры астрономам пока обнаружить не удавалось. Хотя подозрения есть.

Напрямую такие объекты не увидишь - из-за большой гравитации они не излучают ни в одном диапазоне. А потому приходится придумывать косвенные методы, в частности, стараться обнаружить влияние, оказываемое этими странными образованиями на соседние объекты. Обнаруженный японскими исследователями объект является пятым подозрительным претендентом на звание черной дыры промежуточной массы. И все пока под вопросом.

Компьютерные расчеты показали, что движение газовых облаков хорошо описывает модель спокойной черной дыры, которая не активна и потому не излучает. Для изучения таких аномалий обычно используют метод газового отслеживания горизонта событий. Его же применили и сейчас. Как сообщил Шуня Такекава (Shunya Takekawa) из Национальной обсерватории Японии, в одном из трех облаков обнаружена кольцеобразная структура, внешняя и внутренняя части которой движутся с большим разбросом скоростей. Такое движение предполагает наличие в центре объекта с массой порядка 10 тысяч солнечных масс. Так как рядом звезд не найдено, может быть это неподвижная черная дыра.

Вера Максимова, 18.02.2020 20:41