26 янв

Растопить льды на Земле помог удар астероида

США

Некоторое время назад в Южной Африке специалисты обнаружили следы ледниковых отложений, возраст которых оказался равен 2,2 миллиардов лет. Последующие палеомагнитные измерения показали, что эти ледники охватывали всю Землю, спускаясь до экваториальных районов. Оледенение, известное специалистам как Гуронское, по всей вероятности было глобальным, превратившим нашу планету в один большой кусок льда. Жизнь замерла, возможно таясь в простейших формах подо льдом. Но, как известно, все проходит, прошел и этот кошмарный холод и планета стала отогреваться.

Как это происходило - до конца не известно, но как вариант - растопить льды помог мощный удар астероида, вызвавший изменения, которые в конечном итоге привели к возвращению комфортных для жизни условий. Похоже, что след, оставленный на поверхности Земли ударом этого астероида найден. Еще в 2009 году исследователи нашли полуразрушенный кратер Яррабубба в Западной Австралии. Его диаметр составляет около 70 километров. Сейчас группа специалистов, возглавляемая Тиммонсом Эриксоном (Timmons Erickson) из Космического центра Джонсона НАСА, установила возраст кратера - 2,2 миллиарда лет.

Ученые проанализировали изотопный состав кристалликов монацита и циркона в породах кратера. Специалистов интересовало содержание в них свинца, урана и тория. Оба минерала при кристаллизации поглощают уран, но не свинец. При этом уран и торий радиоактивны с известным периодом полураспада и образованием свинца. Сопоставив все данные по этим элементам исследователи смогли установить время кристаллизации минералов и следовательно возраст кратера.

Он оказался самым древним из всех известных ученым. Моделирование показало, что удар астероида был достаточной силы, чтобы запустить процесс разогрева застывшей планеты. Правда, как отмечают сами исследователи, многое могло зависеть от состава атмосферы в ту эпоху. К сожалению, данных об этом очень мало. Работа опубликована в издании Nature Communications.

Вера Максимова, 26.01.2020 18:52