18 ноя

Вращение галактик подчиняется правилам

Австралия, Англия

Международная группа астрофизиков обнаружила существование связи между направлением вращения галактики и ее массой. Исследователи изучили вращение порядка полутора тысяч звездных систем и выяснили, что оси вращения небольших галактик располагаются иначе, чем их крупных сестер. В исследованиях направление оси вращения определялось относительно ближайшего филамента.

Филаменты - это структурированные сетевидные образования, охватывающие все видимое пространство Вселенной. Эта сеть образована протяженными волокнами, состоящими из газа, звезд, галактик и, как предполагают, темной материи. Филаменты разбивают пространство на отдельные ячейки, в которых находится темная материя и нет обычной. В длину такие участки могут простираться на пятьсот миллионов световых лет, имея при этом толщину всего в пару десятков миллионов световых лет.

Коллектив специалистов под руководством доктора Шарлотты Волкер (Charlotte Welker) из Международного центра радиоастрономических исследований в Австралии, используя возможности спектрографа SAMI (Sydney AAO Multi-object Integral-field Spectrograph), установил, что оси вращения небольших галактик располагаются, в преобладающем числе случаев, вдоль ближайшего филамента. В то время как у крупных галактик она перпендикулярна к филамену. Спектрограф SAMI находится на англо-австралийском телескопе AAO. Этот совместно финансируемый Австралией и Великобританией 3,9-метровый рефлектор работает в Обсерватории Сайдинг-Спринг.

Мало того, если небольшие галактики, взаимодействуя с соседями, увеличиваются в размерах, то это сразу сказывается на положении их оси вращения. Исследователи намерены продолжить работу и далее изучать обнаруженный эффект. Этому должно, по их мнению, помочь предстоящее размещение на AAO нового инструмента Hector. Он способен охватывать обзором участок неба раз в пять обширнее, чем это делает сейчас SAMI. Статья с материалами исследования опубликована в издании Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Вера Максимова, 18.11.2019 18:16