02 окт

В Денисовой пещере жили не только люди

Австралия

Обнаруженная на Алтае Денисова пещера служила убежищем по меньшей мере двум видам древних людей. Недавно специалисты выяснили, что иногда они жили здесь параллельно и, по-видимому, дружно, по крайней мере даже создавали совместные семьи. Неандертальцы пользовались пещерой 195 - 52 тысячи лет назад, а денисовцы от 140 до 80 тысяч лет назад. Археологи нашли и орудия труда, подтверждающие, что пещера пользовалась спросом у людей еще и раньше. Они останавливались в ней еще 287 тысяч лет назад и продолжали ее навещать вплоть до 43 тысяч лет назад.

Впрочем, специалисты не могут с уверенностью определить, кто заглядывал сюда так поздно - возможно, это были уже сапиенсы. В общем, последние 3 межледниковых цикла пещера не пустовала. Хотя вряд ли она была постоянным местом проживания. Археологи тщательным образом изучили сохранившиеся слои осадочных пород в двух из трех имеющихся в пещере камер. Образцы были взяты из восточной и главной камер, где они залегали на глубине в 3 - 4 метра.

С целью сохранности древних пород, их зафиксировали прозрачной синтетической смолой. Потом нарезали очень тонкими пластинками (менее 0,03 миллиметра) и изучали под электронным и сканирующим микроскопом. Перед исследователями предстали кусочки углей из доисторических кострищ, пепел, мелкие фрагменты костей, осколки камня, оставшиеся после изготовления орудий труда и... окаменевшие продукты жизнедеятельности зверей. Оказалось, в пещере жили не только люди.

Когда-то сюда заглядывало много гиен и несколько меньше волков. Иногда забредали и медведи. Получается, что большую часть времени пещера была занята зверями, а древние люди были временными посетителями. Таков вывод, сделанный главным автором исследония Майком Морли (Mike Morley) из Университета Вуллонгонг. Не известно, соперничали люди и животные за пещеру или занимали ее поочередно, хотя скорее всего было по-всякому.

Теперь ученым придется пресмотреть человеческие кости из пещеры - возможно, некоторые из них были принесены в нее животными в качестве законной добычи. В процессе работы было так же установлено, в каких слоях следует искать возможные следы ДНК древних людей. Материалы исследования опубликованы в Scientific Reports.

Вера Максимова, 02.10.2019 14:01