21 сен

Шесть галактик вдруг стали квазарами

США

Команде исследователей из Университета Мэриленда, возглавляемой Сарой Фредерик, удалось зафиксировать, что шесть ранее вполне себе спокойных галактик внезапно превратились в квазары, причем в исключительно сжатый срок - за несколько месяцев. Квазары это особые объекты, являющиеся мощным источником излучения, которые, судя по всему, являются ядрами очень активных галактик. В отличие от тех, черные дыры которых мирно дремлют, у этих галактик они проснулись и стали поглощать окрестное вещество с большим аппетитом. Сообщение об открытии необычных галактических трансформаций опубликовано в журнале Science Alert.

С самого начала наблюдений эти галактики относили к типу LINER (Low-ionization nuclear emission-line region), ядра которых не слишком активны. Таких в наблюдаемой Вселенной примерно треть от общего числа галактик. По яркости они занимают промежуточное положение между галактиками, у которых в центре прячется сверхмассивная черная дыра и сейфертовыми галактиками, ядра которых отличаются особой активностью. Эволюционировав в квазары, LINER становятся в один ряд с одними из самых ярких объектов видимой Вселенной. Их излучение, по-видимому, обусловлено наличием аккреционного диска вокруг центральной сверхмассивной черной дыры. В нем сила трения между вращающимися газом и пылью приводит к повышению температуры и свечению, а джеды из полярных областей, являющиеся мощными выбросами энергии, порождают излучение в радиодиапазоне.

Специалисты пока не до конца разобрались в том, что происходит в данном случае. Столь неожиданное и быстрое превращение может свидетельствовать о существовании нового и еще неизвестного типа активности галактических ядер. Ведь до сих пор специалисты полагали, что такая трансформация занимает гораздо больше времени - несколько тысяч лет и сопровождаться процессом рождения новых звезд. Но в данном случае ни в одной из этих изменившихся галактик исследователи ничего подобного не отмечают. Остается совершенно непонятным и то, что могло бы послужить причиной для начала подобного процесса.

Вера Максимова, 21.09.2019 18:54